"Запах моря"

 

 

"La mer et le vent"

 

Вчера в Рахманиновском зале консерватории состоялся чудесный концерт. Я ожидала какого-то волшебства, пригласила друзей и знакомых, чтобы поделиться. Это событие проходило в рамках XII Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука», было заранее очень тщательно освещено, я видела небольшой ролик с музыкой Бушера (город на юге Ирана), которой и был посвящен концерт. Когда мои друзья его посмотрели, то сказали, что хотят «это услышать» непременно и без промедления. Никто не обманулся в ожиданиях.

 

Мохсен Шарифьян (нэй-анбан)

 

«Здравствуйте! Я принес вам запах моря!» — название концерта, само по себе веющее каким-то теплым ветром, вдохновило и мою подругу-композитора. Она даже решила, что это цитата из какой-то пьесы и захотела написать музыку. Когда я обратилась с вопросом к организатору фестиваля Маргарите Каратыгиной, так ли это, то получила очень емкий ответ: «Это просто из жизни».

 

Алексей Сергунин (фортепиано)

 

Хорошая, должно быть, жизнь у людей, которые могут вот так взять и принести нам запах моря! С московскими реалиями это как-то не вязалось: хотя и ветер и влага, правда с неба, были в наличии, хотелось именно теплого соленого морского воздуха. И замысел удался. В очень ненастный и промозглый по-осеннему день музыканты Мохсен Шарифьян (нэй-анбан, нэй джофти и иногда даже дайэрэ), Фархад Сафари (ударные инструменты томбак и лично сделанные зарван и бам-баж) и Алексей Сергунин (фортепиано) подарили нам море эмоций, тепла и жизненной энергии. С иранскими концертами это скорее правило, но в этот раз была особая атмосфера радости общения, сближающая всех.

 

Фархад Сафари (зарван)

 

Связующим звеном, проводником, был Мохсен Шарифьян, который уже более двадцати лет занимается изучением музыки Бушера. Очевидно, это исследователь, которой по-настоящему живет традициями этой культуры. Сказано о ней было немного, но сразу понятно, что Бушер — место соединения разных национальных ароматов, которые попадают сразу в сердце.

 

 

Все было очень непосредственно: Мохсен сразу расшевелил московскую публику, заставив и хлопать и подпевать и только что не пританцовывать (хотя очень хотелось пуститься в пляс). Сразу стало тепло! В музыканте присутствовали ощутимые витальные силы, он «взял зал» левой рукой и вообще вел себя как заправский шоумен: танцевал, играл, пел, говорил по-русски и на фарси, ронял инструменты, делал походя массаж плеч пианисту Алексею Сергунину, подхватывал бубен дайэрэ и как бы соревновался с Фархадом Сафари. Настоящий фавн (не знаю, как это будет по-ирански).

 

  

При всей этой легкости бытия чувствовалось, что концерт продуман до мелочей. В программе были изложены весьма занятные сведения. А само выступление получилось компактным и концентрированным: были показаны разные инструменты и даже разные традиции (была, например, греческая мелодия).

 

 

В середине концерта Фархад Сафари исполнил соло на ударных, буквально взорвавшее Рахманиновский зал. Просто удивительно, как этот ритм словно рождается из небытия и спустя какое-то время захватывает все твое существо. У каждого инструмента свой голос, они соединяются в ансамбль, и мастер искусно управляет своими детищами.

 

 

Отдельно хочется поблагодарить Алексея Сергунина. Было совершенно непонятно, как он интегрируется в иранскую музыку, она же совсем по-другому устроена. Но оказалось, что там, где музыка живая и подвижная, у музыкантов находятся точки пересечения.

 

Концерт начали с забавного приветствия хлопком ладоней «Дай пять!». «А теперь дискотека», — подумала я и почти не ошиблась. Пересечения нашлись в области легкой музыки — джаза, одну мелодию обозначили как «в стиле фанк». Алексей создавал свои звукообразы моря, поэтичные и тонкие. Я бы сказала, что это был привет с берегов Франции, но это замечательно. Морей ведь много, и они совсем не враждуют, в отличие от людей.

 

 

Мотивы перекликались, дополняли друг друга, облетали весь зал и связывали слушателей. Особенно это чувствовалось в композиции нэймэ — песне рыбаков и моряков Персидского залива. Подпевая и хлопая в такт (задумка Мохсена), ты тоже начинал грести вместе со всеми по течению или против него.

 

 

До новых встреч, посланцы берегов!

 

P. S. Вечером после концерта попробовала один французский аромат «Море и ветер». Жалкое подобие)

 

Мохсен Шарифьян (нэй джофти), Алексей Сергунин (фортепиано)

М. Вавилова

Фото: Яхья Джебели

 

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31