Встреча с Атишем Мудхопадхаем (сарод)

Атиш Мукхопадхай:

"Поскольку я не знаю, в какой степени каждый из вас знаком с индийской классической музыкой, я расскажу немного о ней. Прежде всего, надо сказать о философской наполненности индийской музыки. Она не похожа на Западную, потому что играть индийскую музыку — это не значит учить произведения по нотам и правильно играть эти ноты. У нас есть некоторые дисциплины, но перед музыкантом открывается огромное поле свободы и возможностей для воплощения своей философии, своих взглядов и чувств.

 

История индийской музыки насчитывает несколько тысячелетий. Истоки её связаны с Ведами. Среди четырёх вед в двух — «Ригведе» и «Самаведе» — содержатся сведения о музыке, о её божественной природе. В то время было лишь три или пять тонов, нот в музыке.

 

Сейчас в индийской музыке у нас есть семь тонов звукоряда: сарегамападхани. Внешне это похоже на западную гамму, но высота этих тонов относительна и нет понятия абсолютной высоты звука. Всё, что угодно может стать са, и от этого са будет строиться всё остальное. 

В Западной музыке эти высоты зафиксированы, и музыкант обязан следовать им, принимать их. Кроме того, у нас в индийской музыке, так же как в иранской, турецкой, есть микроноты, называемые шрути.

 

Всего в индийской музыке 22 шрути, но, если, например, иранским музыкантам отчётливо известно, где и как брать такие микроноты, то описание наших шрути было только в исламский период истории, а сейчас невозможно ничего сказать о шрути. Я уверен, что раньше было детальное описание, и музыканты ясно осознавали, как играть шрути, но, к сожалению, мы это утеряли. Поэтому мы не можем назвать точное местонахождение шрути, а лишь, пользуясь слухом, извлекаем их вслед за учителем.

 

Тем не менее, у нас есть 22 шрути, и каждый из них имеет своё санскритское название. Понимание шрути для меня и для других музыкантов — дело всей жизни. Сейчас я владею несколькими шрути, применяю их в своей игре, продолжаю перенимать их у своего гуру, он, в свою очередь, брал их от своего отца. Я думаю, что могу чувствовать и играть несколько шрути. Может быть, лет через двадцать буду владеть ещё несколькими.

 

Что такое шрути? Это очень тонкое понятие, например, есть какой-то звук, частота колебаний которого — 100 Гц. И именно в диапазоне от 98 до 102 находятся несколько шрути. Неподготовленный слух может воспринимать всё это как один и тот же тон. Но в определённой раге надо использовать именно тон, равный, скажем, 102 Гц. С этим связано понимание индийской музыки не только как музыкальной, но и как духовной практики.

 

Индийская музыка — очень интровертная музыка. Чем дальше ей занимаешься, тем меньше хочется говорить. Это сфера, где ты постоянно один. Есть вокруг тебя люди или нет — не имеет значения. Я могу быть сам с собой всё время.

 

Что такое рага? Это очень интересный вопрос, что есть рага. Очень сложно объяснить. Если попробовать сказать вкратце, то это мелодическая система. Например, у тебя есть набор красок, чтобы нарисовать картину. Дальнейшее зависит от тебя — сколько цвета ты возьмёшь, как распределишь, чтобы достичь хорошего результата. Нельзя записать рагу на бумаге, если что-то записать, нотировать — это будет нотация, но не рага.

 

В западной гамме — допустим, семь нот вверх и те же самые вниз. В раге есть понятие арохана и аврохана. Арохана — восходящее движение по звукоряду раги, аврохана — нисходящее. Они отличаются друг от друга, даже по количеству тонов. Скажем, при движении вверх какие-либо тоны могут как будто бы «пропускаться».

 

Теперь немного о ритме. Мы играем ритмический цикл. То есть, не просто считаем «раз, два, три, четыре…», начиная с любого момента и заканчивая, где придётся. Например, я буду играть ритмический цикл из 16 долей. Первая доля называется сам, от неё мы начнём цикл и вернёмся к ней же. В каждый момент каждый музыкант ансамбля — будь то исполнитель на табла или сароде — должен хорошо знать, в какой точке цикла он находится.

 

Шестнадцать долей делятся на четыре раздела по четыре доли, и есть двенадцать разных звуков внутри шестнадцати-дольного цикла.

 

Рагу можно сравнить с трёхмерной фигурой, она не как картина на стене. Надо довериться и отдаться раге, и она скажет, что и как надо играть, будет звучать через тебя. Одна и та же рага, сыгранная сто раз, все сто раз будет сыграна по-разному. Например, мне знаком какой-то человек, сегодня он улыбается, а завтра плачет — но это тот же самый человек, я всё равно узнаю его. Так же, как человек не может быть каждый день одинаковым, так же и рагу невозможно сыграть одинаково. Если можешь понять, какова она сегодня, сможешь почувствовать музыку".

 

Видео с этой встречи

Фото с этой встречи 

 

 

Перевод с англ. Анны Пашкевич

Фото Рамазана Магомедова

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30