Традиция гуру-шишья парампара в современной Индии

Индия — страна, музыкальное прошлое которой исчисляется тысячелетиями. Учитывая столь долгое время бытования национальных музыкальных традиций, необходимо с огромным вниманием отнестись к традициям обучения музыке: ведь именно от того, как работает эта часть образовательной функции в обществе, напрямую зависит жизнеспособность самого феномена музыки и условия его существования. Система передачи музыкальных знаний и навыков в Индии называется гуру-шишья парампара. Это название как нельзя лучше отражает действительность: ведь гуру значит «учитель», шишья — «ученик», парампара — «традиция».

 

Понятие "учитель" в Индии особо. К нему испытывают чувства, которые порой трудно понять человеку с современным сознанием западного типа. В Индии портрет учителя занимает самое святое место в доме: он располагается рядом с изображениями богов, пророков и предков. По отношению к почившему учителю и тысячи лет назад, и сегодня могут совершаться религиозные обряды: портрет учителя украшают гирляндами цветов, на лоб ставят красную точку (тилак).

 

 

 

Гуру джи Соня Рой. Bharatiya Kala Kendra, Нью-Дели  

 

Фигура ученика тоже отличается от европейской. Ученик в Индии — это не вре-менное положение человека, шагающего по пути обретения мастерства. Это состояние, которое может продолжаться всю жизнь, каких бы высот ни достиг обучающийся (в нашем случае — музыкант). Истории известны примеры людей, посвятивших жизнь своим учителям. В XVI веке в Индии жил человек по имени Мардана, профессиональный музыкант, виртуоз игры на ребабе. Сочиняя религиозные гимны (шабады), он всю свою жизнь сопровождал гуру Нанака — первого из десяти пророков сикхизма. Музыкант, обучающийся по традиционной схеме, в Индии погружается в своё искусство почти в буквальном смысле.

 

Постижением тайн мастерства занято всё его время. Привычное деление на уроки, домашние задания и его проверки существует в системе университетского образования западного типа, но для Индии оно чужеродно. Истинно индийский метод преподавания — заниматься столько, сколько позволяют физические и моральные силы учителя и ученика. День певца начинается до восхода солнца — в четыре часа утра, в некоторых местностях в половине третьего. Едва проснувшись, певец берёт танпуру (инструмент, создающий базовое пространство индийской раги) и, внимательно вслушиваясь в глубину её звучания, начинает пробовать голос.

 

Сначала совсем тихо, с закрытым ртом, потом постепенно наращивая громкость. Распевание начинается с медитации на одном тоне. Только через некоторое время, почувствовав себя увереннее во взятом звуке и найдя свой голос среди бесчисленного множества голосов, заключённых в танпуре, музыкант позволяет себе осторожно, как бы на ощупь, взять другой звук, обычно ниже предыдущего. Дойдя до самого низкого звука, который певец способен взять, он так же не-спешно возвращается к основному.

 

Прогрев голосовой аппарат, он приступает к шлифовке всего доступного ему теперь диапазона, поднимаясь и опускаясь по звукоряду, словно по лестнице, всё быстрее. Он также может упражняться с разными сочетания-ми тонов, тем самым обретая правильное ощущение звука, гибкость голоса и готов-ность войти в интонационную сферу рождающейся раги.

Тренировка голоса в низком регистре позволяет добиться красивого тембра и феноменальной техники даже на самых высоких звуках, расширяя доступный певцу диапазон, поэтому и мужчины, и женщины способны взять звук, казалось бы недоступный им по высоте. На севере Индии такая практика называется кхарадж: она может длиться от пятнадцати минут до нескольких часов и является первой дневной обязанностью каждого певца. В классе, где происходит обучение, нет ни стульев, ни парт. Ученики приходят раньше учителя, окуривают благовониями фигуры богов и портреты мастеров прошлого, а затем находят себе места на ковре, откуда учителя хорошо видно и слышно.

 

Некоторые в ожидании начала урока потихоньку делают кхарадж. Постепенно в это вовлекаются все присутствующие, так что к моменту прихода учителя в классе царит сосредоточенное погружение в звук. Ученики приветствуют гуру, слегка касаясь пальцами своих рук сперва его стоп, потом своего лба и своей груди. Учитель настраивает танпуру. Урок начинается с кхараджа, затем учитель выбирает первую рагу (количество изучаемых на уроке раг обычно не фиксировано).

 

В классе могут присутствовать люди самого разного возраста, поэтому выбор раги зависит от того, насколько полезно её знать всем ученикам. Существует корпус базовых раг, постижением которых открыва-ется путь индийского певца. Традиционно, на изучение каждой раги уходит от трёх до шести и более лет. Овладев в совершенстве хотя бы одной рагой, музыкант может по её модели освоить любую другую, поэтому на первых порах следует не гнаться за ко-личеством раг, но глубоко постичь хотя бы одну из них: только тогда количество пе-рейдёт в качество.

 

Первые полтора-два часа занятия посвящены одной из базовых раг, например Яман, Бхопали или Бхерав. Учитель либо поёт сам, либо просит ученика пропеть аро-хан-аврохан (набор попевок, из которых выстраиваются интонационные формулы ка-ждой конкретной раги). Потом в течение как минимум получаса учитель импровизирует, показывая различные звукосочетания. Ученики повторяют их, осваивая одновременно не только эти интонационные формулы, но и алап — начальный раздел любой раги, исполняемый в свободном метре.

 

Затем следует черёд бандиша — первого метрического раздела раги. Из всех разделов раги бандиш допускает минимальный объём изменений её интонационных формул. Переходя от учителя к ученику, от одной школы к другой, на протяжении веков варианты бандиша составляют квинтэссенцию раги, её интонационный «код». Иногда, не имея возможности полноценно изучить рагу, опытный музыкант может восстановить её звучание по бандишу.

 

Следующий раздел урока и раги посвящён виртуозной импровизации на моти-вы бандиша (теперь уже в условиях жёсткого метра). Здесь певец может показать своё мастерство, «жонглируя» обретёнными техническими навыками. Эта часть раги называется тан: она имеет свои законы построения, зная которые, слушание раги отчасти становится занимательной игрой ума. Финальный этап — тарана: короткая песня в быстром темпе, возникшая, веро-ятно, под влиянием иранской музыкальной традиции. Текст её, часто персидский, мо-жет в завуалированной форме содержать хвалы Аллаху.

 

Тарана эффектно завершает рагу, а на уроке может служить сигналом к небольшому перерыву: рассмотрев поочерёдно части одной раги, присутствующие должны эмоционально переключиться на другую. С этого момента те, кто только начинают обучение, могут либо остаться на уроке и просто слушать, либо покинуть класс и потом заниматься самостоятельно. Следующие разделы урока будут нацелены на более плотную работу с теми, чей уро-вень выше начального, — и так по нарастающей.

 

Как видно из сказанного выше, настоящий учитель выстраивает свои занятия таким образом, что они напоминают структуру самой раги. Регулярное слушание различных раг, выучивание вариантов их звукосочетаний и непрерывная интонационно-творческая работа — вот истинный путь обучения музыканта индийской классической традиции.

Марина Вялова

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31