Российско-иранский музыкальный караван в Японии

Мы бы хотели напомнить, что всего два месяца назад Хосейн Нуршарг и группа "Караван" посетили с концертами пострадавшую от стихийных бедствий Японию. Продолжая подготовку к встрече с иранскими музыкантами 14 июля, предлагаем вашему вниманию ряд материалов по следам этих гастролей, начиная с интервью, данного радио "ГОЛОС РОССИИ" организатором гастролей Маргаритой Каратыгиной и певцом Хосейном Нуршаргом.

 

Радио ГОЛОС РОССИИ

Редакция радиовещания на страны Азии, Ближнего и Среднего Востока

Отдел вещания на Турцию, Афганистан, Иран, Курдистан

 

РОССИЙСКО-ИРАНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАРАВАН В ЯПОНИИ

 

Спустя два месяца после разрушительного землетрясения в Японии иранская группа классической музыки посетила страну с гастрольным туром. Три концерта прошли в городах Токио и Тэнри в рамках проекта Московской консерватории «Потомки Арктиды» (پروژه هنری-علمی بازماندگان آرکتید).

 

В названии проекта отражено представление о гипотетической стране Арктиде — древней родине народов, составляющих индоарийскую культурную общность. Как доказано исследованиями в области археологии, языкознания и других наук, с V тыс. до н.э. проходил мощный процесс миграции индоарийских народов. В ходе этого процесса образовалось несколько очагов индоарийской культуры – на территории современных России, Ирана, Индии, а также в Европе.

 

Как считают авторитетные учёные, музыкальная культура наших народов хранит множество следов общего индоевропейского мировосприятия. Проект Московской консерватории, задуманный в содружестве с музыкантами разных стран, позволяет выявить эти архетипы музыкальной культуры Евразии – и познакомить с ними слушателей, - говорит руководитель проекта «Потомки Арктиды» доцент Московской консерватории Маргарита Каратыгина.

 

Маргарита Каратыгина: Гастроли иранских музыкантов в Японии планировалась достаточно давно. После того, как в Японии произошло землетрясение, многие коллективы исполнителей от своих поездок туда отказались. Но мы с иранскими музыкантами решили не отказываться от своих планов. Дело в том, что иранская классическая музыка невероятно жизнеутверждающая, яркая и несущая желание тянуться к светлому. Иранские музыканты группы «Караван» посчитали, что именно в такой трудный момент их музыка вселит в японских слушателей веру в лучшее.

 

Группа «Караван» во главе с мастером аваза, солистом Хосейном Нуршаргом создана в январе 2011 года специально для реализации проекта «Потомки Арктиды». Исполняя таснифы на стихи иранских поэтов, Хосейн Нуршарг позволил японским слушателям отвлечься хотя бы на какой-то час от постигших их испытаний.

 

Хосейн Нуршарг: Во имя Бога, несомненно, классическая литература и классические стихотворения Ирана – это уникальное наследие, бесподобно прекрасная литература. Но примем во внимание, что в современную нам эпоху также существуют очень одарённые поэты, которые остаются в стороне, о которых никто не знает, и у которых есть столь хорошие стихотворения, что в настоящее время, по правде говоря, мы должны вознаградить справедливость, обратившись к их искусству. Их стихотворения обладают красотой, которая ближе к нашему времени, ближе к событиям, которые происходят сейчас в нашей жизни.

 

Аваз есть свидетельство откровения, которое заключает в себе развитие техники голоса с одновременным развитием умственного, духовного, психологического и внутреннего в человеке. То есть, каждое событие, которое связывает внутренние, интеллектуальные проблемы человека с его чувствами, развивает его. Если это развитие будет происходить параллельно с развитием техники голоса, и эти два фактора соединятся, в певце откроется мир, который выше жизни вокруг нас. Благодаря этому мы иногда можем на один миг открыть некое окно или дверь, стать на несколько мгновений гостями в том мире и, к сожалению, возвращаемся снова в наш мир. (перевод М. Вяловой)

 

Для японских меломанов оказалась важна не только форма музыкальных композиций, но и содержание, говорит Маргарита Кратыгина.

 

Маргарита Каратыгина: Представления японцев об Иране весьма туманны. По своему мировоззрению иранцы кажутся им очень далёкими. В этом свете для многих в Японии наши концерты стали настоящим открытием Ирана. Подавляющее большинство людей впервые в жизни видели иранские музыкальные инструменты, слышали иранскую классическую музыку и… после выступлений устроили исполнителям овацию. Что интересно: японский зритель оказался более требователен к разъяснению всех смыслов иранской музыки, чем российский.

 

Россияне многое принимают на веру. Приходят на концерт, просто слушают: наслаждаются или остаются равнодушными. Наши слушатели в основном рассчитывают на эмоциональную сторону восприятия и только какая-то часть публики потом просит перевода текстов, растолкования их смыслов.

 

Японская же аудитория реагировала иначе. Перед каждым концертом зрители подходили к нам и просили рассказать как можно больше про иранскую музыкальную традицию. Было даже выдвинуто предложение в следующий раз перед проведением таких концертов открыть интернет-сайт, где можно было бы поместить подробную информацию о концерте и музыке, которую можно будет на нем услышать.

 

Как известно, язык музыки обладает способностью объединить людей в сложную минуту. Это и происходило на концертах в Японии. А сборы от концертов были направлены в японский Красный Крест в помощь пострадавшим от землетрясения.

 

Анонс о концертах (на английском языке)

Интервью с Хосейном Нуршаргом (на персидском языке)

"Караван" в Японии: пост-релиз

"Караван" в Японии: пост-релиз (на персидском языке)

Фото концертов

Видео:

Тасниф "Маст-э мастам"

Аваз Кордэ-баят

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30