"Принеси вина вечности": о программе концерта

Это классическая композиция в авазе Дашти.

 

Само слово «аваз» наделено в иранской музыкальной культуре разными взаимосвязанными значениями. Одно из них – это само по себе искусство классического пения. Более сложное понимание того же слова связано с обозначением ладовых систем иранской классической музыки. Здесь понятие «аваз» соотносится с другим важным термином – «дастгах» (перс. система, устройство, структура).

 

Для самих иранских музыкантов дастгах – это прежде всего положение руки на грифе струнного инструмента (в переводе с персидского «даст» – рука, а «гах» – время, момент, очередь). А положение руки на грифе продиктовано тем, какой смысл (состояние духа, настроение) владеет сознанием музыканта в данный момент и какие трансформации своего состояния музыкант предчувствует.

 

Для выражения тех или иных состояний многими поколениями творцов музыки были найдены и выверены конкретные «наборы» звуковых сочетаний с жёстко определёнными интервалами между тонами и столь же определёнными мелодическими оборотами.

 

Таким образом, словом «дастгах» называются и определённые звукоряды, и система отношений между тонами, и наборы мелодий, отобранных для выражения разных состояний, а также тип музыкальной композиции-концерта.

 

Исторически сложились семь больших звуковых систем-дастгахов: Шур, Махур, Сегах, Чахаргах, Раст-Панджгах, Хомаюн и Нава. Но существуют также производные от них пять малых систем, которые уже называются авазами: Афшари, Дашти, Баят-е Торк, Баят-е Корд, Эсфахан. Именно это понимание слова «аваз» мы имеем в виду, когда заявляем, что прозвучит аваз Дашти.

 

Аваз Дашти (от перс. дашт – пустыня), по словам иранских музыкантов, выражает мировоззрение и душевные качества людей, живущих в пустыне, их простоту, скромность, чистоту помыслов, открытость первозданному миру природы.

 

Объединённые данным определённым дастгахом или авазом канонические элементы (звукоряды, попевки и мелодии, законы их соединения и т.д.) формируют большую композицию-цикл, состоящую из различных по принципу организации и эмоциональному модусу частей: инструментальных соло и ансамблевых пьес, песенных фрагментов-таснифов с жёсткой метрической основой и спонтанных монологов, развивающихся в свободном времени.

 

Эти монологи также называются авазами. Если таснифы и некоторые инструментальные пьесы продумываются (а иногда и записываются) заранее, то авазы создаются непосредственно в момент исполнения. Певец сам, исходя из своего душевного настроя в данный конкретный момент, ставит своей задачей максимально ярко и глубоко воплотить смысл поющегося текста.

 

Он сам избирает из канонического «словаря» мелодических моделей и способов их развития именно те элементы, которые в сиюминутной ситуации представляются ему наиболее актуальными и выразительными. То есть именно певец создаёт аваз, а музыканты-инструменталисты «отвечают» на него, усиливая заданную певцом идею при помощи тембровых и фактурных средств.

 

Именно по этим законам строится программа «Бийар бадэх» («Принеси вина вечности»), основанная на бессмертных текстах Хафэза и Руми. В заданном модусе – Дашти – музыкантами развёрнута многочастная композиция, состав которой определяется буквально в процессе исполнения.

 

Смотрите также статью Хосейна Нуршарга "Традиция аваза в иранской классической музыке"

 

М. Каратыгина 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31