V Собираем друзей 2011

Вдруг поняли, что стоим на пороге уже Пятого фестиваля «Собираем друзей». Как летит время! Помнится, судорожно листали страницы журналов, подбирая подходящую картинку для выражения идеи собирания этих самых друзей: мультяшные зверюшки с музыкальными инструментами, толпа пингвинов на льдине, стая птиц в небе – нет, не то…

 

Вот! Пляшущие человечки, вышитые на деревенском полотенце – то, что надо! И похожие друг на друга – и такие разные, лица такие ответственные, и в стройном ряду чётко выполняют танцевальную фигуру во имя какого-то важного общего дела. Собираем друзей, чтобы учиться слушать друга и вместе крепить мосты взаимопонимания между нашими народами, чтобы Восток и Запад, Север и Юг встретились в одной точке и поняли: центр мира не в Риме, не в Париже, не в Пекине и не в Вашингтоне, а там, где встречаются друзья:

 

Но нет Востока и Запада нет,

Нет наций, различий, границ,

Если двое сильных мужчин,

Рожденных в разных концах Земли,

Станут друг к другу лицом [1].

 

Так, что у нас за гости в этом году? Шанхайская консерватория? Очень интересно. Что? Фортепианный дуэт? Да… наступило время парадоксов. Наши студенты только что отыграли концерт китайской музыки для циня, сяо, ди и сюня в Тяньцзине, а китайские красавицы Фан Минь и Ши Вэнь едут к нам показывать класс игры на фортепиано. Весело, ничего не скажешь.

 

Впрочем, переложения оркестровых сочинений для двух фортепиано не так уж часто звучат в наших концертных залах. Да, не только Китай посылает к нам представителей европейской классической традиции. Вот и корейские композиторы решили показать свои новейшие опусы. И что совсем удивительно – южноиндийские скрипачи на поверку оказались не последователями блистательных Лалгуди Джаярамана и Л. Субраманьяма, а создателями вполне европейского квартета, представляющего на суд публики оригинальные аранжировки песен Рабиндраната Тагора.

 

К счастью, этот невольный европоцентризм с лихвой уравновешивается двумя концертами корейской старинной музыки и нормальной индийской классикой. Тэгым, каягым, хэгым, чангго - упругие по звучанию имена корейских инструментов и столь же упругие ритмы исполняемой на них музыки будут ласкать слух посетителей Рахманиновского зала 10 августа (ансамбль «Хан-сори») и 16 августа (ансамбль «Гуд-мори»).

 

А 5 августа собирается интересная команда мастеров индийской музыки и танца: виртуоз-таблист из Бенареса А. Бадри Нараян Пандит, известный танцовщик в стиле катхак Рагхав Радж Бхатт и исполнитель на ситаре из Риги Анатолий Попов, ученик знаменитого Рави Шанкара. Когда-то, в начале 1980-х, когда московский композитор и учёный Дживани Михайлов только-только начал развивать направление «Музыкальные культуры мира» в Московской консерватории, к нему обратились несколько молодых музыкантов из Прибалтики с просьбой посодействовать в изучении индийской музыки.

 

Михайлов связался со своими индийскими друзьями – минуточку внимания! –  всемирно известными Рави Шанкаром (ситар), Харипрасадом Чаурасией (бансури), Амджадом Али Ханом (сарод), – и юноши из Риги и Вильнюса были приняты в классы этих великих учителей.

 

Но вернёмся к Фестивалю. На этот раз его масштабы разрослись: желающих принять в нём участие оказалось немало, и, пойдя навстречу их предложениям, Фестиваль открыл свои двери на целых два месяца.

 

В программе – 20 концертов с участием посланцев из 12-ти стран мира: Азербайджана, Великобритании, Индии, Испании, Китая, Кореи, Латвии, Норвегии, Польши, США, Швейцарии и, конечно, России (Москва, Казань, Саратов). Традиционно в фестивале много молодёжи. Это солисты, уже успевшие проявить свою яркую творческую индивидуальность, такие как аспирант МГК Илья Кондратьев с его монументальной листовской программой, Фидан Агаева (Азербайджан/Норвегия), вознамерившаяся поделиться своим опытом обретения новейших техник фортепианной игры, а также направленные к нам из Королевского колледжа в Лондоне Анна Сандисон (сопрано) и пианисты Белинда Джоунс, Джонатан Масгрейв, Алекс Уилсон, составившие программу своего концерта из наиболее показательных сочинений британских композиторов.

 

Не менее интересными обещают быть выступления замечательных ансамблей, представляющих Московскую консерваторию: фортепианного трио в составе: Александр Шайкин – фортепиано, Кирилл Кравцов –  скрипка, Фёдор Землеруб – виолончель, –  и квартета ANNO DOMINI (Михаил Акинфин – скрипка. Александра Желвакова – альт, Анна Бурцева – виолончель, Елена Маркина – фортепиано).

 

Венцом проявления молодёжного сотрудничества является совместный студенческий оркестр Академии музыки имени И.Я. Падеревского в Познани (Польская Респуюблика) и Московской консерватории имени П.И. Чайковского во главе с польским дирижёром Марцином Сомполиньским. Это ответный визит наших познаньских друзей: в марте прошлого года коллектив почти в том же составе выступал в новом зале Познаньской академии с нашим Вячеславом Валеевым в роли дирижёра.

 

Конечно же, для взыскательных слушателей Фестиваля приготовлены новые программы целого ряда признанных мастеров: пианистов Владимира Парамонова, Оскара Романа Рокуэро (Испания) и Наталии Большаковой (США), певицы Екатерины Годованец и скрипача Алексея Гуляницкого, оригинального дуэта труб Дэвида Спенсера (США) и Искандера Ахмадуллина (Казань).

 

Исторический охват музыкальных традиций, представленных на Фестивале простирается от корейской придворной музыки X века, через музыку Вивальди и Букстехудэ в интереснейшей интерпретации ансамбля «Musica Felice» из Саратова до сегодняшних творений швейцарских и российских композиторов, для презентации которых свой «десант» на Фестиваль прислала Базельская академия музыки. В самом центре Фестиваля и в качестве его кульминации располагаются два знаменательных и ярко контрастных события.

 

Одно из них – Открытие Юбилейного концертного сезона 2011-2012 гг. Государственного академического русского хора им. А. В. Свешникова (к 75-летию со дня основания) под руководством художественного руководителя и главного дирижёра, Народного артиста РФ, профессора Бориса ТЕВЛИНА – непоколебимая мощь русского хорового искусства. И рядом с этим «Эверестом» профессионализма – концерт учащихся Международной летней школы, наших гостей, приехавших из разных стран, чтобы хотя бы чуть-чуть прикоснуться к опыту всемирно известной Московской консерватории, получить несколько мудрых советов её прославленных мастеров, побывать в сердце русской культуры.

 

Люди разных национальностей, разных возрастов, разного уровня подготовки – все они на время стали питомцами Московской консерватории, и для них выход на сцену Рахманиновского зала – это один из самых волшебных и сладостных моментов в их жизни. За все годы существования Фестиваля ещё не было случая, чтобы публика не оценила его особый созидательный дух и радостное ощущение единого лагеря, где каждый может найти друга, учителя, свой путь в жизни.

 

Фестиваль «Собираем друзей» – 2011 ждёт вас, друзья!

 

[1] Kipling. The Ballad of East and West. – Poems. Short stories, 1983. – P. 71.

М. Каратыгина

График V Международного музыкального фестиваля "Собираем друзей"

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30