Султана Бегам Парвин

  

Говорят, что гении рождаются раз в столетие, однако без поддержки и любви они могут быть преданы забвению и «потерять себя». Томас Грей писал: «Драгоценный жемчуг всегда лежит незамеченным», поэтому признание необходимо даже прирождённому гению. Гармония в доме и хороший гуру также являются неотъемлемыми составляющими воспитания настоящего таланта.

 

Вспомним историю Бегам Парвин Султаны. Её отец Икрамал Маджид и дед Мохаммед Наджиф Хан были известными музыкантами и большими почитателями музыки. Мохаммед Наджиф Хан родом из Афганистана, известен как процветающий бизнесмен и талантливый исполнитель на рабабе. Икрамал Маджид был популярным артистом на радио, его наставником являлся Гул Мохаммед Хан из Карачи, а позже – устад Баде Гхулам Али Хан. Именно поэтому Парвин выросла в окружении музыки, сладких мелодий на рабабе. Тембр рабаба сыграл важную роль в становлении редкого и прекрасного голоса Парвин.

 

В пятилетнем возрасте Парвин начала обучаться игре на музыкальных инструментах. В отличие от своих ровесников, у неё не было свободного времени. В 12 лет она впервые выступила на Фестивале Музыки «Садаранг». Парвин очаровала всю аудиторию своим профессиональным голосом и совершенством исполнения раг. Позже отец отдаёт её в ученицы известному мастеру Ачарье Чинмою Лахири. Для этого Парвин с отцом, проживающим тогда в Гаухати в Ассаме, пришлось лететь в Калькутту, чтобы получить возможность общения с гуру.

 

Дома Парвин проводила долгие часы в занятиях музыкой. Семья девочки, жившая по строгим мусульманским нормам, не одобряла стремление девочки к пению. Но Парвин нашла мощную поддержку и одобрение со стороны своего отца. Соседи, выходцы из ортодоксальных мусульманских семей, нередко выражали своё негодование в отношении музыкальных занятий Парвин, бросая камни в окна её дома и разбивая стёкла. Несмотря на все преграды, юная Парвин продолжала твёрдо идти к своей цели. 

 

Парвин мечтала приводить в восторг своим голосом слушателей везде, где бы она ни давала концерт, во всех частях земного шара. Удача оказалась на её стороне. Она нашла гуру, который помог создать ещё более прочную основу для развития её голоса; он открыл новую грань её таланта, научил мастерству раги и культуре голоса, расширив диапазон голоса певицы до трёх с половиной октав.

 

Устад Дильшад Хан, её гуру и одновременно муж, не был просто почитателем музыки. Он был одарённым гением, который подобно Парвин имел своего идеального учителя – гуру. Сама Парвин часто говорила, что лучше учителя, чем устад Дильшад Хан, не существует, и если не будет идеального гуру, то всё учение даже для прирождённого гения становится похожим на неуправляемую лодку. Парвин первоначально обучалась в духе традиций гхараны (школы) Патиала, но именно под руководством устадджи её музыка наполнилась новой сущностью, воспринятой от разных гхаран.

 

Замечательная особенность её музыки состоит в непринуждённом обращении со сложными рагами, так, словно они простые. От медленного движения алапа к быстрым танам и бол-танам, голос Парвин скользит с большой уверенностью, затрагивая «душу» каждой свары и выдвигая на первый план самую прекрасную сущность раги. Поёт ли она хайал, или тхумри, или бхаджан, Парвин оставляет форму в её естественной чистоте без смешивания, что является достаточно трудной задачей.

 

Всякий раз слушая сапат и замзама таны, гамак в её исполнении, нельзя не отметить восхитительные возможности исполнительницы. Не удивительно, что такая выдающаяся певица, как Парвин Султана, имеет титулы и награды, которые льются на неё подобно муссонным ливням.

 

В детстве её называли Королевой мелодии. В 1970 она получила звание «Клеопатра Музыки», в 1972 году была названа «Поэтессой Музыки» и удостоилась престижной президентской награды «Падмашри» (она стала самой молодой исполнительницей, удостоившейся этой чести). Награду Гандхарва Каланидхи она получила в 1980, премию Мияна Тансена в 1986, в 1994 следом за Сангит Самрагни последовала награда правительства Ассама. Её первая грамзапись на «Индостан мюзик» была сделана для Индийского фестиваля.

 

Ещё в юности постоянно выпускалось множество её кассет как сольных, так и джугалбанди совместно с устадом Дильшадом Ханом. Парвин выпустила множество кассет, грампластинок и компакт-дисков совместно с такими компаниями, как Полидор, Музыка Индия, Бхарат рекордс, Аювидис, Магнасаунд, Сонодиск, Амиго и др. Недавно ХМВ выпустил 4 компакт-диска, озаглавленные как «Khayal se Bhajan Tak», который является самым популярным и расценивается как один из самых ценных вкладов в мир индийской классической музыки.

 

Бегам Парвин Султана – почётная участница многих фестивалей музыки, среди которых Фестиваль Летнего солнцестояния в Нью-Йорке (1981 г.), авиньонский Фестиваль в Париже в 1984, фестиваль Индии в СССР в 1987, Фестиваль Индии в Дании в 1990, и Индийский Фестиваль Музыки в Великобритании в 1991 г. Помимо этого, она также записала песни для немецкого Радио, Радио Франции, Нью-йоркского и Московского телевидения.

 

Бегам Парвин Султана и устад Дильшад Хан путешествуют по всему миру и везде, где они выступают, исполнители потрясают аудиторию своими волшебными голосами, обширными знаниями и мастерскими интерпретациями известных и редких раг, тхумри и бхаджанов. Бегам Парвин Султана и устад Дильшад Хан дали более 700 концертов в Индии и более 400 концертов во всём мире, включая выступления в нью-йоркской ратуше, Зале Логана, Аудитории Королевы Элизабет, в Большом зале имени Чайковского и Кремлёвском зале, в музеях Парижа, залах Лос-Анджелеса, Лондонском театре и т.д. Пройдя столь насыщенный творческий путь, Парвин Султана и сегодня остаётся самой выдающейся певицей Индии, которой нет равных.

 

Фото: associationsargam.com

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31