Клобукова (Голубинская) Наталья Фёдоровна

 

Этномузыколог, культуролог, музыкант. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по специальности «культурология». Специализация — история японской музыкальной культуры. С 2000 года по настоящее время — специалист Центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.

 

С 2005 года — преподаватель истории японской музыкальной культуры Института восточных культур и античности РГГУ, кафедра «История и филология Дальнего Востока». 

 

С 2006 года — преподаватель истории японской музыкальной культуры ИСАА МГУ, кафедра «История и культура Японии». С 1998 г. по настоящее время — солистка, с 2003 года — преподаватель ансамбля японской музыки «Wa-On» при Московской консерватории. Участница и один из организаторов ежегодного международного фестиваля японской музыки в Москве «Душа Японии» (с 1999 г.). Обладательница преподавательских сертификатов Школы традиционной японской музыки «Sawai Sokyoku In»: коси (инструктор, 2003); кёси (преподаватель, 2012). 

 

Выступала с концертами и публичными лекциями по истории японской музыки в Киото, Осака, Оцу, Гифу (Япония), Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Саратове, Ярославле, Рыбинске, Костроме, Казани, Риге. 

 

Выступала вместе с такими известными японскими музыкантами, как Саваи Хикару (глава школы Sawai Sokyoku In), Саваи Кадзуэ, Ивахори Кэйко, Симидзу Кохэй, Ёсимура Нанаэ, Мицухаси Кифу, Аоки Сёдзи, Окада Митиаки, Фуками Сатоми, Томинари Сэйдзё, Нисимура Марико и др.

 

Первая исполнительница нескольких сочинений современных российских композиторов для цитры кото (В.Галутва, М.Воинова, О.Ростовская, А.Михайлова). В 2011 году получила Грант Японского Фонда на исследования в области традиционной музыки; с января по декабрь 2012 года работала в качестве приглашенного исследователя в Центре по изучению традиционной музыки Университета искусств Киото (Kyoto Shiritsu Geijutsu Daigaku).

 

Область научных интересов — история японской музыкальной культуры периода Мэйдзи (1868-1912). Изучала исполнительскую традицию дзиута и сокёку (проф. Ивахори Кэйко), традицию сямисэн-нагаута (проф. Кинэя Кацуситиро), театральную традицию кёгэн (проф. Сигэяма Акира, Сигэяма Додзи). Автор многочисленных публикаций по истории традиционной японской музыки.

 

Публикации:

 

1. Традиционный вокально-инструментальный стиль японской музыки кумиута // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», 2006.

2. Адаптация звуковой культуры: о российском ансамбле японской традиционной музыки // Материалы международной конференции, посвященной 50-летию дипломатических отношений Японии и России, 2006. 3. Начало звука: из истории японской цитры кото // Материалы международной научно-практической конференции «5-е Серебряковские чтения», 2007.

4. Тайна секретной пьесы для кото. Из истории японской традиционной музыки // Проблемы музыкальной науки, 2007.

5. Категория секретности в японской традиционной музыке // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», 2007.

6. Из истории японской музыкальной нотации: вопросы терминологии // Материалы научной конференции «Вселенная звука», 2008.

7. Статья Н.Д.Бернштейна «Японская музыка»: взгляд через 100 лет // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», 2008.

8. Миро- и звуко-восприятие слепого музыканта. По книге Мияги Митио «Кото то дзинсэй» («Кото и жизнь человека») // Проблемы когнитивной музыкологии. Материалы научно-теоретической конференции, 2009. 9. Проблемы адаптации русского певческого канона в японской православной Церкви // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», 2009.

10. Музыка – разговор человека с божеством // Восточная коллекция, 2009.

11. Музыкальная культура Японии в эпоху Мэйдзи (по дневникам о.Николая Японского) // Orientalia et Classica. Выпуск XXXII. 2010.

12. Дзиута: истоки и жизнь традиции // Pax Sonoris. 2010.

13. От мифологии к органологии: «драконья» символика в названиях частей цитры кото // Ритмы и голоса природы в музыке. Материалы международной научно-практической конференции Российского института искусств, 2010.

14. Первые записи японской традиционной музыки: три берлинских архива начала XX в. // Материалы международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения», 2010.

15. Взглянув, услышать: о традиционных японских музыкальных инструментах по японской гравюре XVIII-XIX вв. // Российское искусствознание о японском искусстве, 2011.

16. Аудиодокумент как средство познания и объект изучения: первые европейские и американские записи японской музыки начала XX в. // Сборник «Модернизация и традиции» (Материалы XXVI Международной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки), 2011.

17. Музыкальная культура // История японской культуры. Учебное пособие для высших учебных заведений. 2011.

18. Искусство или пытка звуком? О восприятии традиционной японской музыки // Orientalia et Classica. Выпуск XXXIII, 2012.

19. Музыкальная история. По страницам дневников Николая Японского // «Восточная коллекция», 2012.

20. Росиа ни окэру нихон онгаку э но кансин / Интерес России к японской музыке // Бюллетень Центра по изучению традиционной музыки Университета искусств Киото, 2012 (в печати).

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30