На концерте иранской музыки

Неожиданно получил приглашение на концерт классической иранской музыки и поэзии. И не просто на концерт, а на запись в «Тонстудии» киноконцерна «Мосфильм» в рамках научно-творческого проекта «Потомки Арктиды» (с подзаголовком «Иранская классическая музыка и поэзия»).

 

Идти, не идти? Мало информации. С одной стороны, каюсь, не знал, кто такая эта Арктида и почему на «Мосфильме» нужно слушать ее потомков. С другой стороны – иранскую музыку (хочется называть ее персидской) не часто у нас услышишь. Какой-то все-таки существует непонятный перекос в сторону одних музыкальных традиций за счет других. И в магазинах тоже иранское музыкальное не сказать бы, чтоб свободно...

 

К тому же продают в отделах под вывесками с ненавистным мне словом «этника». Узко это, узко для настоящей музыки, а, судя по тому, что сюда докатывается, там, в Иране, она именно такая… Незаметно пролетел путь плотно забитого пассажирами троллейбуса 34-го маршрута по непонятно какой, но точно не жаркой московской погоде. Октябрь уж наступил, как верно заметил классик. Переменная облачность, сыро, ветер со всех сторон.

 

Интересно, как иранцев-то сюда заманили в такое время года?.. Проход в тон-студию чем-то напомнил движение по японскому саду к домику для чайной церемонии. Начинаешь с шумной проходной с хлопающими дверями и турникетами, однако при движении по запутанным, но чистым коридорам «Мосфильма» шум и суета как-то незаметно отступают, повседневные заботы уже не так плотно заполняют голову, и в ней образуется приятный вакуум, в котором с комфортом могут расположиться музыкальные впечатления.

 

А вот и тон-студия. Я впервые на записи и с интересом оглядываюсь вокруг, стараясь ухватить первое впечатление – оно самое не только самое сильное, но обычно и самое правильное. А впечатление такое: большой объем, старые стены, обшитые деревом (может, еще первое исполнение музыки к первым звуковым фильмам слышали), нескрипучие стулья – и полная, совершенно полная тишина в зале. Но не ватная тишина, а живая. Наверное, тут легко родится звук: тишина ему поможет. Как, по каким формулам это рассчитывали? Это ж какой великой наукой должна быть акустика! Или это называется не наукой, а жизненным опытом (в данном случае – акустиков)? Тихо так, что слышно, как кровь течет по жилам, слышен шепот, доносящийся с другого конца зала – кажется, его специально артикулируют, хотя это, конечно, не так. Начинается репетиция.

 

В центре зала, среди скопления микрофонов, замечательно смотрится небольшой ковер, возле которого сидят на стульях трое музыкантов. С гордостью за себя узнаю одного из них – это вокалист Хосейн Нуршарг, который блистал на одном из немногих концертов иранской музыки в московской консерватории – был я там в прошлом году. Совершенно удивительный у него голос: свободно течет, переливается, мягко вибрирует – кажется, что безо всяких видимых усилий со стороны певца. Хотя это иллюзия легкости, конечно.

 

Вряд ли он с рождения так голосом владеет – иначе не учился бы всю сознательную, а, похоже, для начала и бессознательную жизнь. Седовласый благообразный мужчина со струнным инструментом под названием тар, который уже на репетиции совершенно свободно живет, движется и поет в его руках – это, наверное, Устад (Учитель) Маджид Дерахшани, известнейший иранский музыкант, профессор, преподаватель иранской музыки в европейских университетах и т.д.

 

А вот и третий участник, внушительный молодой человек, извлекающий длинными пальцами какие-то невообразимые частоты из ударных инструментов – это, с очевидностью, Шахрияр Назари, «перкуссионист-универсал», как написано в программке. Еще до начала концерта хочется по-хорошему позавидовать его чувству ритма и мягкой, пластичной технике, для описания которой меньше всего подходит глагол «бить».

 

Почти физически ощущаешь, что выступают иранские музыканты вовсе не на фоне каких-то акустических приспособлений. За каждым стоит плотная тысячелетняя музыкальная традиция, но что удивительно: она их не сковывает. Люди творят совершенно легко и свободно, с какой-то внутренней предустановленной доброжелательностью – это видно невооруженным глазом. Перед началом записи нам объясняют, что сейчас мы станем свидетелями рождения уникальной, единственной и принципиально неповторимой стихотворно-вокально-инструментальной композиции, которую музыканты создадут на одном дыхании, выстраивая ее спонтанно из отдельных музыкальных «атомов», но по заранее оговоренному тональному плану.

 

Не успеваю осмыслить сказанное, а также позавидовать присутствующим в зале иранцам – они-то, знающие, наверняка услышат в тысячу раз больше, чем мы. Уже звучит музыка. Удивительный вокал. Сюита – это хорошо. Это если не понятно, то, по крайней мере, привычно. Конечно, помогает вокалисту великий, могучий и певучий фарси, то бишь иранский язык. Такие широко открытые «а», переходящие в «о», такие переливы «с» и «ш» разве где-то еще услышишь? И пульсирующий ритм стихотворных строк завораживает. Нет, не зря считаются непревзойденными лириками персидские поэты…

 

Ажурные звуки и витиеватая мелодия тара. Иногда кажется, что отдельные пассажи выпадают из музыкальной ткани, но ты тут же убеждаешься, что был не прав – благодаря таким всплескам эта ткань становится объемной и еще более легкой и воздушной. И совершенно невообразимая по четкости и сложности партия ударных, которая скрепляет композицию воедино. Что тут важнее – голос, струна, колокольчики, шуршащие по коже барабана? Разве скажешь?

 

Все сливается в удивительной гармонии. Настоящая музыка помогает думать. Она очищает чувства, помогает вспомнить какие-то свежие, незатертые слова. Надо ловить момент. Пока звучит иранская музыка, стараюсь подобрать к ней определения. Какая она? Лиричная, мелодичная, чистая. Благородная, вдохновенная, изысканная. Волнующая, задушевная, стройная. Теплая, чувственная, щемящая… Все это правда – но не вся правда. За определениями остается что-то такое, ради чего хочется услышать ее еще раз.

 

«Скажи, где место встречи, чтоб я туда стремился…»

Евгений Кручина

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30