Ключ к бесконечности

С самого рождения мы находимся в пути. Крик, сопровождающий наше появление на свет, говорит о мгновенном осознании нами правил путе-шествия: мы идём с завязанными глазами, без права останавливаться и делать хотя бы шаг назад. С течением времени мы стремимся идти, пусть даже с закрытыми глазами, но осмысленно и прочувствовано. Мы пытаемся развивать в себе тонкое ощущение окружающего и постоянно ищем тепла: оно заключает в себе и смысл следования по пути, и отношения с подобными нам существами. Мы можем оступиться – и некому предотвратить наши ошибки. Мы беспомощны. Но дорога широка. Если безустанно ощущать и искать, можно обрести ключ, и тогда путь станет для нас бесконечным. В этом – единственное счастье. Бывает так, что Небо оказывается к нам незаслуженно благосклонным, и даёт тепло в одну руку и ключ к бесконечности в другую. Так идти тяжелее. Но есть надежда, что наш путь согрет и осмыслен.

 

Нам несказанно повезло. С 14 июня 2011 года мы находимся в Китае, в городе Тяньцзине и живём в доме наших возлюбленных учителей Ли Фэнъюнь и Ван Цзяньсиня. В этом устроенном их собственными руками доме всё дышит живой традицией китайской культуры, благодаря чему погружение в неё происходит с нами в буквальном смысле слова. До сих пор мы не до конца ещё верим, что проживаем время за любимым делом. Спать не хочется вовсе – кажется, вместо бесполезной траты времени на сон можно было бы ещё и ещё заниматься…

 

И даже в этом случае имеешь возможность убедиться, насколько мудро устроена китайская культура: от чрезмерно долгой игры на цине пальцы рук приходят в негодность. Приходится признавать это, отрываться от инструмента и давать минимум положенного отдыха. Цинь сам помогает не нарушать великий китайский закон о мере: пальцы кончились – настал предел твоей возможности нагружать воздух звуками. Чуть-чуть полегчало – и снова за дело.

 

Много деталей, много вопросов, ждёшь урока – спросить, а, главное – посмотреть на руки Ли лаоши, услышать звук, который она извлекает, ощутить, поймать дыхание, которым она наполняет цюйцзы. Поймаешь кусочек – спрятать поглубже и выращивать внутри себя до тех пор, пока оно не станет полноценным ощущением.

Другое дыхание прочищает организм от макушки до пят – если делать всё, как говорит Ван лаоши, то можно получить фантастический прилив свежих сил от игры на дицзы. Приятно, что играть можно с самого раннего утра, заливаясь на всю Ивановскую – китайцы, как правило, с пяти-шести утра уже на ногах, и когда с семи утра где-то играет дицзы, никто не сердится. Можно даже выйти на улицу – однажды у нас уже был случайный опыт. Мы просто пробовали флейты, которые продавали в уличной лавке, а толпа вокруг нас собралась моментально и ликовала.
 

Сегодня добавилась новая практика – пришло время овладеть циклическим дыханием: во второй половине цюйцзы «Полёт турача» надо вдыхать новые порции воздуха носом во время выдыхания ртом – то есть, во время игры. Ван лаоши, как всегда спокойно, показывает, как это надо делать. Видя наши круглые глаза, мягко говорит: «Ничего, надо начать помаленьку, и станет получаться…».

 

Приходит время поднимать ногу, чтобы шагнуть (или нет) на новую ступень, а лестница уходит в бесконечность.

 

Лаоши говорят, объясняют, а больше всего молчат. Ли лаоши посмотрит молча в глаза – в жар бросает от такого взгляда. И как будто начинаешь тогда понимать многое, но оказывается, что понял одно: всё – тайна, сокрытая в молчании. Ни ноты, ни слова не помогут. Только молча, заставляя каждую клетку воспринимать что-то на уровне частиц воздуха, можно учиться.

Анастасия Новосёлова

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31