Томбак


 

ТОМБАК (تمبک; тонбак, домбак, донбак или зарб) – барабан в форме кубка, один из самых популярных ударных музыкальных инструментов в Иране. Изготавливается из цельного куска дерева грецкого ореха, клёна или тутовника и обтянут телячьей, козьей или верблюжьей кожей. 

 

Ударные музыкальные инструменты кубкообразной формы довольно популярны и за пределами Ирана: они известны в различных регионах Азии, Северной Африки, а также Восточной Европы. Хотя происхождение этих барабанов до сих пор не выяснено, некоторые исследователи считают, что они были известны тысячи лет назад в Месопотамии и Египте, и, вероятно, оттуда перешли в музыкальную культуру иранцев.

 

Техника исполнения на томбаке выделяет его из огромного числа барабанов этого вида: она очень изощренная и характеризуется многообразием приемов исполнения и их сочетаний. Играют на томбаке двумя руками, расположив инструмент почти в горизонтальном положении. Достижение желаемой звуковой краски, как минимум, зависит от области инструмента, на которую приходится удар, и от того, как удар производится – пальцами или кистью, щелчком или скольжением.

 

Томбак является потомком пехлевийских (доисламских) музыкальных инструментов: домболака и танбура (от последнего, как утверждают филологи, происходит название европейского тамбурина). Однако по поводу произношения наименования современного иранского инструмента до сих пор нет единого мнения. Одни считают, что следует говорить «томбак», так как по правилам чтения на фарси сочетание букв «нб» произносится как «мб» (как в слове شنبه шамбэ суббота).

 

Однако другие полагают, что такое прочтение слова неверно, и это весьма распространенная ошибка. Как бы то ни было, в практике исполнителей используются названия таких ударов, как «том» или «тон» (удар в центральной области кожи) и «бак» (удар в крайней области), которое напрямую указывает на термин томбак. В зависимости от того, в какой ситуации звучит инструмент, используется та или иная его разновидность. Как правило, томбак, задействованный в сольном исполнении по размеру меньше, чем тот, который участвует в ансамбле.

 

Кроме того, существует особый вид, сопровождающий занятия в зурханэ (букв. «дом силы»): вместе с главным спортсменом моршедом, ритм томбака помогает руководить процессом. Обычно, используется один томбак, но если группа гимнастов большая – два, причем техника исполнения на этом инструменте не такая виртуозная, как на классическом, что обуславливается более крупными размерами и большей плотностью его кожи (от чего звук становится более гулким и низким).

 

В различных региональных музыкальных культурах Ирана можно встретить томбак самых различных размеров, сделанный из дерева, из металла либо из того и другого вместе. Играют на нем сидя, стоя, и даже во время движения, главным образом, обеспечивая стабильную метро-ритмическую основу, поэтому трудноисполнимые элементы здесь не так часты.

 

Долгое время томбак являлся исключительно ансамблевым исполнителем в классической иранской музыкальной традиции. Однако несколько десятилетий назад, благодаря инновационному подходу выдающегося мастера Хоссейна Техрани, которого считают «отцом современного томбака», он приобрел статус солиста. Большую роль в развитии техники исполнения на этом инструменте сыграли также такие знаменитые музыканты, как Насэр Фархангфар, Амир-Насэр Эфтэтах, Мохаммад Эсмаили, Камбиз Ганжеи и др.

 

А. Козятник

 
верху: томбак Дариуша Чавоши, участника ансамбля "ФЕРАГ",

фото с концерта "День иранской классической музыки"

world-beats.com

toddgreen.com

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30