Тар иранский

ТАР – важнейший инструмент классической музыкальной традиции Ирана и наиболее подходящий для объяснения теоретических основ персидской классической музыки. Самые главные версии радифа, авторами которых являются Мирза Абдолла и Ага Хосейнколи, были задуманы для тара. По современной европейской классификации тар относят к группе лютневых с длинным грифом.

  Мезраб  

Тар – струнный инструмент, на котором играют с помощью металлического плектра, – мезраба, – вставленного в шарик воска. В прошлом иранский тар имел пять струн. Голамхосейн Дарвиш (Дарвиш Хан) добавил к нему шестую струну, которая применяется в настоящее время. Чаще всего резонатор (дека) тара вырезается из выдержанной древесины тутового дерева (шелковицы). Чем старше и суше становится древесина, тем лучше будет звук инструмента.

 

 

Тар имеет 25-28 подвижных ладов. Лады обычно изготавливаются из определённого вида кишок барана, а гриф и головка тара – из орехового дерева. Форма резонатора инструмента подобна двум сложенным вместе сердцам, с обратной стороны он похож на сидящего человека. Подставка под струны, называемая «ослёнок», изготавливается из рога горной козы. По обеим сторонам передней части грифа используется кость верблюда.

 

С точки зрения устройства и количества ладов тар близок сетару, но манера игры на этих инструментах разная: традиционно плектр при игре на таре выполняет один из основных типов удара по струнам, называемых «раст» («прямой, точный, правый»), движением сверху вниз, в то время как на сетаре – наоборот, снизу вверх. Благодаря наличию специальной тонкой кожи, представляющей собой переднюю стенку корпуса тара, звук инструмента обладает характеристиками, особенно приятными для слуха. Чем больше возраст инструмента, тем более приятным становится его звук.

 

Музыканты, играющие на таре

Мастера старой школы: Ага Хосейнколи, Мирза Абдолла, Дарвиш Хан, Эсмаил Саги, Алинаги Вазири, Муса Ма’аруфи, Яхья Зарин Пандже, Али Акбар Шахнази, Мортеза Нейдавуд, Абдольхосейн Шахнази, Голамхосейн Бигчехани, Лотфолла Маджд.

Мастера настоящего времени: Джалиль Шахназ, Фарханг Шариф, Хушанг Зариф, Мохаммад Реза Лотфи, Ата Джангук, Хосейн Ализадэ, Дариуш Талаи, Дариуш Пирнийакан, Хамид Мотебассем, Аршад Тахмасаби, Кейван Сакет, Маджид Дэрахшани.

Мастера новой школы: Иман Вазири, Пайам Джаханмани, Мехди Фалахсафа.

 

Мастера-изготовители инструментов

В эпоху династии Каджаров (1795 - 1925): Яхья Первый, Яхья Второй, Аббас, Джафар Сан’ат, а после них – Рамзанали Шахрох. В настоящее время: остад Эбрахим Гамбаримехр, Реза Жале.

 

М. Каратыгина, М. Вялова

при использовании материалов сайта avazasil.com (на персидском языке, пер. М. Вяловой)

 

Фото:

entertainment.desktopnexus.com

atlasofpluckedinstruments.com

santoori.com

  

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31