Танпура

ТАНПУРА, тампура, тамбура, танапура – струнный щипковый инструмент лютневого типа, широко распространенный на всей территории Индостана. По индийской классификации инструментов относится к группе тата вадья («протянутые» инструменты). Конструкция т. по типу напоминает североиндийские сарод, ситар, южноиндийскую вину и другие аналогичные инструменты.

 

Ее основными составляющими являются корпус-резонатор тумба, дека табли, и гриф данда без ладков (как у сарода). Корпус хиндустанской т. изготавливается из хорошо высушенной и выделанной полой тыквы, дека – из тикового или тунового дерева. Танпура южноиндийской (карнатской) традиции имеет форму, отличающуюся от североиндийской и состоит целиком из дерева твердых пород. Общая длина инструмента достигает 1,5 м, ширина деки – 35-38 см.

 

Четыре деревянных колка (кунти) располагаются следующим образом: два на плоской поверхности колковой коробки, а два других – по ее бокам. На колки крепятся четыре стальные или медные (латунные) струны разной толщины; нижние их основания проходят через плоскую горизонтальную подставку из кости, расположенную на табли (см. ситар) и закрепляются на мостике (лагонта) под нижней оконечностью деки.

 

Под каждую из струн подкладывается небольшой кусочек нити, усиливающей трение между поверхностью деки и струной, что приводит, соответственно, к дополнительной вибрации струн и образованию большого числа обертонов при звукоизвлечении. Особая конструкция подставки (меру – от названия горы, в мифологии индуизма являющейся символическим центром мироздания) и кривизна ее изгиба также заставляют струны вибрировать особым образом, создавая типичный для танпуры (а также для ситара) род призвуков – джовари.

Различные школы мастеров, изготавливающих эти инструменты, инкрустируют их разным образом. Чаще всего орнаментируются ободок табли и место сочленения корпуса и грифа гулу (или сканда – «плечо»). Южноиндийские т. нередко имеют две симметрично расположенные на деке, по обе стороны от струн, инкрустированные розетки; они также часто инкрустированы по плоскости грифа.

 

Т., подобно другим струнным инструментам региона, настраивается на звукоакустически относительную тонику. Настройка т. осуществляется на основе универсальной звуковой модели, создающей фундамент для многих раг, на звукоряды которых инструмент может настраиваться и перестраиваться в процессе музицирования. Существуют несколько вариантов системы настройки т.

 

Наиболее распространена следующая: крайняя струна справа – 5-я ступень нижнего регистра (панчам), две средних струны (джори ки тар) всегда настраиваются в унисон 1-я ступень среднего регистра – 1-я ступень среднего регистра, крайняя струна слева (наиболее низко звучащая, называемая кхарадж) – 1-я ступень нижнего регистра. Крайняя струна может настраиваться также на 4-ю (мадхьям) или 7-ю (нишад) ступень нижнего регистра, в зависимости от звукоряда той или иной раги.

 

Каждая струна, настроенная на ту или иную ступень, в процессе вибрации создает значительные звуковысотные колебания, что достигается, помимо прочего, передвижением по нижней части струн особых бусин-регуляторов (манка), изменяющих микроинтервалику тона. Под каждую из струн подкладывается также небольшой кусочек нити, усиливающей трение между поверхностью деки и струной, что приводит к образованию большого числа обертонов при звукоизвлечении.

 

Все это придает звучанию т., более простой конструктивно в сравнении с другими струнными щипковыми инструментами региона, богатейшую палитру призвуков (шрути); своей «звенящей» звучностью она создает тот своеобразный звуковой эфир, из которого рождается рага. На т. играют сидя, поставив ее перед собой на пол или на колено, держа вертикально или с небольшим наклоном, а иногда – положив инструмент перед собой горизонтально.

 

Струны последовательно защипываются, «перебираются» особым образом правой рукой, в то время как левая остается свободной, либо слегка поддерживает инструмент. 1-й струны мягко касается средний палец, а затем две средние защипываются указательным, и последняя – первым пальцами. Существуют мужская и женская разновидности танпуры, отличающиеся друг от друга, главным образом по размеру (мужская гораздо крупнее). Наиболее известными центрами производства т. на севере Индии являются Мирадж и Лакхнау, на юге мастерские расположены в городах Майсур и Танджавур.

 

Т. – инструмент, родственный конструктивно и функционально целому ряду южноазиатских струнных лютневых инструментов; это позволяет говорить о его вероятной генетической связи с местными традициями. Некоторые исследователи склонны в качестве прототипов т. считать некоторые традиционные разновидности струнных: эктар, тунтуне и др. В современной концертной практике т. используется исключительно как инструмент в составе концертного ансамбля, куда он входит наряду с солистом-инструменталистом или вокалистом, а также барабаном, ведущим метроритмическую линию тала.

 

Функция его – создание особой звуковой атмосферы, в которой проходит развертывание раги, – уникальна для данного региона и характеризует присущую этой культуре специфику музыкального мышления. Известный исследователь индийского инструментария Б. Чайтанья Дева считает, что наличие т. в составе ансамбля классической музыки – относительно недавняя тенденция, начало которой относится примерно к XVII веку.

Е.М. Гороховик

 

Фото: 

sitar-tabla.com

stormland.net

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30