Сямисэн

СЯМИСЭН (яп. 三味線, три струны) – японская трёхструнная лютня с длинной шейкой. Считается, что инструмент является модификацией китайской лютни саньсянь, которая появилась в Китае при династии Юань (XIII в.) под влиянием сходных инструментов из региона Ближнего и Среднего Востока (напр., персидского сетара).

 

Саньсянь был вначале завезен на острова Рюкю (юго-западнее Японии), откуда потом попал в Японию. Сансиен или сансин (яп. 三線) из Рюкю покрыт змеиной кожей, в то время как в изготовлении японского сямисэна используется кошачья или собачья кожа.

Сансин

Сямисэн это инструмент, корпус которого состоит из 4-х пластин китайского дуба. Через верхнюю и нижнюю пластины продет гриф (88 см длиной) из сандалового дерева. С двух сторон корпус обтянут кожей, как правило, кошачьей, хотя в сямисэнах гидаю и цугару используется собачья кожа. Небольшой кусок кожи приклеивается на переднюю мембрану, чтобы защитить её от ударов. 

 

Три струны различной толщины натянуты между колками и нижним концом грифа, который выступает в центре нижней части корпуса. Звучащая часть струны определяется верхним мостиком, укрепленным в конце колковой коробочки и нижним мостком, сделанным из слоновой кости, рога водяного буйвола или дерева, который продет между струнами и верхней мембраной.

 

Нижний мостик может быть разным по размеру и весу в зависимости от жанра музыки, что дает тонкие разнообразные оттенки тембра. Существуют несколько разновидностей сямисэна, отличающихся друг от друга длиной и толщиной грифа. Сямисэн хосодзао (細棹) используется преимущественно в музыке нагаута (長唄). Инструмент с грифом средней толщины, тюдзао (中棹) используется в таких музыкальных жанрах как киёмото ( 清元), токивадзу (常磐津), дзиута (地唄) и др.

Футодзао сямисэн - с толстым грифом

На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори), используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в театре марионеток дзёрури.

 

Играют на сямисэне большим плектром бати из дерева, слоновой кости, панциря черепахи, буйволиного рога или пластика.

 

Бати для нагаута и дзиута почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугару-дзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шёлка и нейлона. Обучение игре на сямисэне в стиле коута (小唄) «короткая песня» входит в программу обучения майко - будущих гейш.

 

 

Бати слева направо: для синнай увадзёси, для кёдзямисэн (киотосский сямисэн),

для минё и цугару, для нагаута, для дзиута, для гидаю

Название коута контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки нагаута (長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651–1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осаки. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене.

 

Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы. По струнам ударяют или защипывают их с помощью плектра бати, вырезаемого в форме листа дерева гинко. Форма, размер и вес плектра также варьируются в зависимости от жанра музыки, где тембр звучания, таким образом, является одним из характерных признаков. 

 

 

 

Следует отметить одну важную особенность звучания сямисэнаВсякий раз, когда защипывается нижняя струна, в дополнение к тону слышатся призвуки вместе с легким шумом. Эти призвуки также проявляются, когда другие струны резонируют с нижней струной, особенно если интервал тона на используемой струне и тона нижней струны составляют, условно говоря, октаву, две октавы, три октавы, квинту, кварту и т.д. Призвуки называются «савари», что означает «прикасаться».

 

Изготовление сямисэна

 

Нижняя струна, которая не лежит на верхнем мостике, требует легкого прикосновения в точке, называемой «горкой» и даёт гармоники, высота которых определяется соотношением двух частей струны, одной – между «горкой» и верхней частью грифа, и другой – между «горкой» и нижним мостиком на мембране. Умение пользоваться звучанием «савари» является признаком высокого мастерства исполнителя на сямисэне.

 

Данный акустический эффект также строго контролируется мастерами по изготовлению инструмента. На сямисэне играют, применяя удар по струнам и их защипывание с помощью плектра, который держат в правой руке; в нужный момент звучание струн останавливается тремя пальцами левой руки на безладовом грифе. Большой палец и мизинец не используются. При исполнении композиции в стиле коута или во время занятий вместо плектра используется указательный палец.

Корпус сямисэна

Наиболее характерным приемом игры на сямисэне является одновременный удар плектра (или пальца) по мембране и по струне. Существует масса других важных факторов, определяющих специфику звучания, например, толщина мембраны, струн или грифа, место, где плектр ударяет по струнам и т.п. Сямисэн – это инструмент, который в основном сопровождает пение.

Накадзао сямисэн - со средним грифом   

 

Как правило, в музыке для сямисэна мелодическая линия голоса практически совпадает с той, что играется на инструменте, но мелодическая линия сямисэна имеет более чёткий ритмический рисунок, чему способствуют удары плектра по струнам. При этом используется приём некоторого опережения голосом инструментальной партии (примерно на половину доли), который, с одной стороны, подчеркивает контраст между звучанием голоса и сямисэна, а с другой – помогает расслышать и понять словесный текст.

 

В эволюции традиции игры на симисэне сформировалось три стиля: ута-моно (песенный стиль), катари-моно (сказовый стиль) и минё (народная песня). Минё выделяется здесь в отдельную группу, хотя некоторые народные песни относятся к типу эпического сказа; к тому же в целом народную песню, пусть даже и в сопровождении того же сямисэна, нельзя помещать в ту же культурную нишу, что и музыку для сямисэна высокой, классической традиции.

 

Наиболее старинным стилем музыки для сямисэна классической традиции являлся сямисэн-кумиута. Каждая пьеса здесь представляет собой последовательность нескольких коротких песен для голоса с сямисэном. При этом певец, как правило, сам аккомпанирует себе на инструменте. Данный стиль появился в ареале Осака-Киото, где был распространен под названием камигата, представляя собой более раннюю региональную разновидность музыки для сямисэна.

 

Хосодзао сямисэн - с тонким грифом  

 

Второй крупной региональной разновидностью является традиция сямисэна района Эдо (современный Токио). Сямисэн-кумиута сменилась стилем дзиута, представляющим локальные песни ареала Камигата. Расцвет ещё одного вида музыки для сямисэна связывается с именем Саката Хёсиро, исполнителя на сямисэне из театра кабуки в Осаке, который приехал в Эдо для участия в представлении кабуки. Его выступление, во время которого он играл в стиле раннего дзиута, положило начало новому стилю театра Кабуки г. Эдо, получившему название нагаута, что означало «длинная песня».

 

Со временем нагаута превратилась в один из основных жанров музыки театра Кабуки, исполняемых при сопровождении танцевальных программ. Этот жанр представлен протяжёнными инструментальными интерлюдиями, которые играет ансамбль хаяси (сопровождал спектакли театра Но, состоял из флейты и трёх типов барабанов).

 

В исполнении нагаута задействован большой коллектив музыкантов: певцы, исполнители на сямисэне, музыканты ансамбля хаяси (всего порой до 30-ти человек), которые рассажены прямо перед задником сцены на специальной платформе, покрытой красной материей (на её фоне особенно эффектно выделяются фигуры музыкантов, одетые в специфические одежды). В некоторых спектаклях участвует и другая группа музыкантов (несколько певцов и исполнителей на сямисэне, один флейтист и несколько барабанщиков), которые располагаются слева за сценой и называются гэза-баяси или кагэ-баяси.

 

  Минё утандзао сямисэн

 

Игра этой группы производит неповторимый сценический эффект, особенно когда изображается шум ветра, дождя, гром и т.п. К важнейшим жанрам в искусстве сямисэна относится также катари-моно, который является наиболее характерным для японской традиционной музыки и представлен специфическим типом пения. «Катари-моно» – «пение-сказ». По преданию, первый исполнитель сказа в сопровождении сямисэна, имя которого неизвестно, жил в начале периода Эдо в Камигата.

 

У него появились последователи, среди которых был Такэмото Гидайю (1651-1714), сформировавший новый стиль дзёрури – для кукольного театра (позднее называемого бунраку), работавший в содружестве с Тикамацу Моадзаэмоном (1653-1724) – замечательным драматургом, пишущим для театра Кабуки и кукольного театра. В конце периода Эдо в среде городских низов приобрел популярность еще один жанр музыки для сямисэна, связанный с пением. Хаута во многом возродила традиции популярных песен раннего периода Эдо.

 

Фуками Сатоми 

 

Бывшие самураи предложили более изысканный и элегантный тип песен (использующий те же тексты) - утадзава. Вскоре, как реакция на сумрачное настроение утадзавы, появляется ко-ута – короткая по протяженности песня с более облегченной экспрессией. Несмотря на тенденцию явного спада в области традиционного творчества в Японии, ко-ута была возрождена после Второй Мировой войны, особенно в среде богатых предпринимателей.

 

  Фудзии Хирокадзу

 

Дзокёку (популярная мелодия) – еще один жанр пения в сопровождении сямисэна, использующий множество разновидностей популярных песен. И, наконец, нельзя не отметить широко распространенный в свое время стиль нанива-буси, сложившийся в результате комбинации дзёрури и гидаю. Термин произошел от названия места Нанива (соврем. Осака), где этот стиль и был распространен. И сама музыка, и словесные тексты нанива-буси пользовались особым успехом у простого люда. Интересно, что стиль нанива-буси потерял свою популярность только после Второй мировой войны, его вытеснили американские популярные песни.

М.И. Каратыгина

 

Фото:

«Японские инструменты» (на яп. языке). Общая редакция: Киккава Эйси.

Составители: Кодзима Томико, Фудзии Томоаки, Миядзаки Маюми. — Издательство Токио Сёсэки («Литература Токио»)

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30