Шенаи

ШЕНАИ, шехнаи, шахнаи (этимология предположительно восходит к «наи-и-шахи», перс. – «шахская флейта») – двухъязычковый гобой; распространен в практике традиционного и классического музицирования севера Индостана (север Индии, Непал, Пакистан). Аналог южноиндийского гобоя нагасварам и тибетского гъялинг.

 

Состоит из расширенного книзу деревянного корпуса (чаще – из твердых пород типа эбена), длина которого у инструментов разной величины варьируется в пределах 30-45 см. Корпус заканчивается широким медным (латунным) или серебряным раструбом с отогнутыми краями. На корпусе расположены 8-9 отверстий. Верхние 7 являются игровыми и предназначены для развертывания собственно мелодической линии; нижние обычно залепляются воском либо остаются открытыми.

 

В месте вдувания воздуха крепится пара веерообразных тростей из пальмового листа. К верхней части корпуса на бечевках подвешиваются дополнительные (запасные) трости, а также специальная игла из слоновой кости или серебра, с помощью которой трости прочищаются и выправляются. Констукция ш., подобно остальным духовым инструментам региона, не предусматривает каких-либо механизмов; звукоизвлечение достигается как обычным путем, так и передуванием, что позволяет достигать в процессе игры на нем высокой степени выразительности и техничности.

 

Конструктивные особенности ш. так же, как и мастерство музыкантов, связанных с этим инструментом, дает возможность охватывать в развитии музыкального материала широкое регистрово-диапазонное пространство, включающее все три раговых регистра: нижний (мандра), средний (мадхья) и верхний (тара), в целом около пяти октав. Базируясь на нетемперированном строе, что характерно для музыкального мышления региона в целом, практика музицирования на ш. предусматривает в качестве важнейшего аспекта наличие микроинтервалов-шрути, обогащающих музыкальную ткань тончайшими звуковысотным нюансами.

 

Существуют две разновидности ш. по величине предназначению. Большой ш. является основным солирующим инструментом, ш. меньших размеров называется сур пети (нередко в ансамбле таких инструментов два) и имеет 2-3 отверстия, частично или полностью закрытых воском для настройки на определенный тон. В ансамбле они выполняют функцию бурдонирующих инструментов, ведущих вспомогательную звуковую линию.

 

В соединении с табла или дукаре (разновидность парного барабана), а иногда также гармоникой, сварамандалом и другими инструментами, такой ансамбль, включающий в себя основной и вспомогательный ш., характерен для современной концертной традиции, которая представлена в нашем столетии рядом выдающихся музыкантов. Среди них – Бисмилла Хан (р. 1916), признанный патриарх и «маэстро шенаи», благодаря которому этот инструмент и был введен в сферу классического музицирования традиции хиндустани; в своем творчестве он развивает стиль, сочетающий лучшие достижения северо- и южноиндийской классической музыки с разнообразием локальных традиций и стилей.

 Бисмилла Хан

Анант Лал (р. 1927) также является представителем влиятельной музыкальной «династии» и привержен стилю гайяки анг, основанному на тяготении к подражанию возможностям человеческого голоса. Ученик последнего, Джаганнатх, в развертывании рагового материала применяет виртуозные технические приемы, что значительно расширяет экспрессивные и художественные качества инструмента. Благодаря усилиям этих, а также ряда других исполнителей ш. выдвинулся в концертной музыке хиндустани последних десятилетий в разряд наиболее популярных и совершенных инструментов.

 

Вместе с тем, корни индийской гобойной музыки – в храмовой индуистской традиции. Характерно то, что большинство мастеров этого инструмента родом из Бенареса – «города тысячи храмов», одной из индуистских святынь. Группы, включающие ш. и барабаны, выполняют при храмах культовую роль. Они сопровождают также свадебные обряды, церемонии, связанные с рождением сына и др.

 

Большую роль гобойные ансамбли играли также в индомусульманской традиции музицирования дарбари (перс. дарбар – двор, звуча при дворах индомусульманских правителей севера Индостана по поводу разнообразных событий придворной жизни. Такие группы носили арабское название наубат (ноубат) и располагались, как правило, на дворцовых балконах, галереях или воротах. Их можно было услышать также у входа в мавзолеи и гробницы правителей или индомусульманских святых.

 

В состав ансамбля наубат обычно входили до трех ш. различной величины, сур (или шрути) – гобой без игровых отверстий, дающий бурдон, и ударный инструмент, чаще всего – глиняный барабан дхума или глиняные же парные барабаны типа литавр (курдак, или дугги), на которых играют обеими руками. Существуют различные легенды относительно происхождения ш.; все они сконцентрированы вокруг двух основных версий. Приверженцы первой считают, что он является древнейшим представителем инструментария Южной Азии, принимая во внимание широкую распространенность гобоев данного типа в традиционной музыке различных регионов субконтинента.
 

Другие исследователи склонны утверждать, что ш. был занесен сюда в период мусульманских завоеваний, т.е. в гораздо более позднее время, и вошел в практику музицирования именно в индомусульманский период, т.е. начиная по крайней мере с XIII-XIV веков. В соответствии с этими версиями существует несколько вариантов трактовки этимологии термина, так же, как и легенд о его происхождении. Одна из наиболее известных гласит, что в далеком прошлом придворный музыкант так хорошо играл на ш. перед шахом, что в честь этого инструмент получил название «наи-и-шахи», т.е. «шахская флейта».

 

Принимая во внимание факт широкого распространения инструмента со сходным названием (сурнаи, зурна и др.) в соседних культурах мусульманского мира и то, что одним из составляющих термина является «наи» (в арабо-иранском мире общее типовое обозначение флейты), можно сделать предположение, что в данном случае так же, как и по отношению к ряду струнных и ударных инструментов традиции хиндустани, имел место процесс адаптации идей, пришедших извне, к уже сформировавшемуся ранее основанию.

Е.М. Гороховик

 

Фото:

tamilstar.org

kalakendar.com

field-of-reeds.net

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30