Сантур индийский

САНТУР – струнный ударный инструмент, североиндийская разновидность дульцимера (цимбал). Наряду со сварамандалом, является одним из немногочисленных инструментов, представляющих в музыке хиндустани группу цитр. Оба инструмента имеют деревянный трапециевидный корпус (у сварамандала он несимметричной формы) с круглыми резонаторными отверстиями-розетками, и несколько параллельно идущих рядов металлических струн.

 

Корпус сварамандала меньше по величине, чем у сантура, на него крепится до 40 одинарных струн, которые музыкант защипывает, проводя пальцами по всем струнам, ставя инструмент вертикально или кладя перед собой. Этот инструмент всегда создает, подобно танпуре, звуковую «ауру», и иногда ее заменяет, но никогда, в отличие от сантура, не является солирующим. У сантура до 30 рядов струн, по три в ряд для каждого звука; играют на нем длинными деревянными палочками, положив перед собой инструмент горизонтально.

 

Диапазон каждого из инструментов включает в себя все три основных регистра, в объеме которых происходит развертывание раги. Настройка звукоряда подразумевает как основные (шуддха), так и альтерированные (викрита) ступени в соответствии со звукорядной шкалой (тхата) раги. Звучание обоих инструментов, и особенно сантура, отличают качества, соответствующие художественно-эстетическим потребностям классической музыки традиции хиндустани. Ясность и отчетливость, связанные с природой звукоизвлечения, соединяются здесь с тонкостью звуковысотных градаций, техничность и виртуозность – с особой звуковой завуалированностью, что обусловлено наличием специальных приемов «окрашивания» звука, возможных на этом инструменте.

 

Звукоизвлечение на сантуре предполагает не только и не столько сильное и прямое касание-удар палочкой по струнам, но часто своего рода полукасание, или своеобразное «растушевывание» звука по струне, различного рода глиссандирование и т.д. Все это создает ощущение звуковой вуали, что роднит звучание сантура с такими инструментами региона, как ситар, сарод и др.

 

Сантур – инструмент, имеющий, по мнению специалистов, автохтонное происхождение в регионе. В древности он, вероятно, представлял тип арф и в качестве такового входил в семейство вины. Аналоги с. также могут быть обнаружены среди древнейших инструментов субконтинента (напр., вана вина со множеством струн из травы, на которой играли палочками из бамбука; упоминается в Ведах). Современная его разновидность, однако, имеет очевидную взаимосвязь с аналогичным инструментом арабо-иранского мира и Закавказья. По существу, как признают исследователи, индийский с. является прямым аналогом иранского, занесенного в Индию.

 

Это подтверждается как этимологическим сходством названия инструмента в Индии и Иране, так и ареалом его распространения на территории Индостана: здесь он был первоначально локализован на крайнем северо-западе, в основном в штате Джамму и Кашмир (иногда его называют «кашмирскими цимбалами»), – а также его социофункциональной предназначенностью, поскольку в своем традиционном виде с. в основном сопровождает песнопения кашмирских мусульман-суфиев суфийяна калам. Вместе с тем в наши дни с., отличающийся широкими техническими и выразительными возможностями, звучит как концертный инструмент.

 

Это функциональное переосмысление инструмента произошло в последние десятилетия и во многом – благодаря деятельности выдающегося североиндийского музыканта наших дней Шивкумара Шармы, одним из первых включившего с. в состав ансамбля концертного типа. Основой репертуара современной концертной традиции с. являются раговые композиции.

 

Прославленный мастер игры на сантуре Шивкумар Шарма

концерт в Большом зале Московской консерватории

май 2008 года, фестиваль "Вселенная звука"

Е.М. Гороховик

 

Фото:

musicoutfitters.com

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31