Мриданг

 

МРИДАНГ, мрданг, (санскр. – мрданга, дравидоязычные формы – мрдангам, мридангам) – южноиндийский двухмембранный барабан в форме бочонка. В соответствии с индийской классификацией инструментов относится к группе аванаддха вадья (санскр. «инструменты с покрытием»). Широко распространен в практике музицирования карнатской традиции. Североиндийский аналог мриданга – пакхавадж.

 

Корпус м. полый, выдолблен из дерева ценных пород (черное, красное), по форме напоминает бочонок, наибольшая по окружности часть которого, как правило, несимметрично смещена в сторону более широкой мембраны. Длина корпуса варьируется в пределах 50-70 см, диаметр мембран – 18-20 см.

 

Мембраны разновеликие (левая больше правой) и представляют собой кожаные покрытия, крепящиеся не непосредственно к корпусу инструмента, а, как у всех индийских классических барабанов, через толстые кожаные обручи при помощи системы ремней. Будучи протянутыми через оба обруча, эти ремни проходят вдоль корпуса и соединяют обе мембраны.

 

В отличие от таких барабанов, как пакхавадж и табла, в конструкции м. отсутствуют деревянные бруски, пропущенные через ремни и служащие для настройки; изменение натяжения в системе крепления ремней происходит путем подбивания непосредственно околомембранного обруча. Во время игры корпус барабана поверх ремней нередко покрывается расшитой матерчатой «попонкой».

 

Устройство мембран отличается характерной для южноазиатских барабанов сложностью. Они составлены из двух накладываемых друг на друга кругов кожи, иногда прослоенных специальными тростинками для создания особых звуковых эффектов. Верхний круг имеет отверстие, расположенное по центру или несколько смещенное вбок; у правой мембраны оно постоянно залеплено покрытием сору из темной пасты специального состава, рецептура которого держится музыкантами в тайне. На левую мембрану перед каждым исполнением наносят светлую пасту, замешанную на рисовой или пшеничной муке, которую сразу же после игры соскабливают.
 

Термин мриданг обозначает не только данную разновидность барабана, он имеет и видовой характер. Им охватывается вся группа барабанов бочкообразной формы, распространенных в практике как классического, так и традиционного музицирования в регионе. Уже в древнеиндийских текстах упоминаются такие разновидности барабанов этой группы, как ява, гопуччха, харитака и др.

 

В наше время группа м., помимо барабана с этим названием, представлена разнообразно; сюда включаются как собственно мриданги разной конфигурации и функциональной принадлежности, так и, например, барабаны группы дхолак, импользуемые в традиционных музыкальных и музыкально-танцевальных жанрах, и другие барабаны подобной формы.

 

Сам же м., как и его североиндийский аналог пакхавадж, занимает среди них центральное место, будучи связанным с типами музицирования, в которых с наибольшей яркостью отражена сущность музыкального мышления Южной Азии. Сложная, технически совершенная конструкция м. в совокупности с системой, позволяющей корректировать его настройку, создает особые условия для точной регуляции и нюансировки его звуковысотных и тембровых параметров.

 

Имея глубокое, темброво богатое звучание, м. является к тому же инструментом с относительно контролируемой высотой тона. Мембраны настраиваются в кварту (квинту), что в целом значительно расширяет диапазон инструмента. Классический м. – барабан, обладающий широчайшим спектром выразительных и технических возможностей, складывавшихся на протяжении столетий в тщательно разработанную и детально обоснованную теоретическую систему.

 

Одной из ее особенностей, характерных также для других барабанов региона, стала специфическая практика бол – вербализации («проговаривания») метроритмических формул-тала, представляющая собой синтез вербального (включающего в значительной мере элемент звукоимитационности) и физиомоторного начал в их соединении с выразительными качествами инструмента.

 

Основной метроритмической схемой-канвой являются четыре удара, или «шрама-вахани» (санскр. – «поддерживающие основу»): та-дхи-тхом-там; на них в процессе развертывания нанизываются разнообразные ритмические фигурации, также имеющие свои вербальные соответствия.

 

У каждой региональной традиции м. эта система имеет свои варианты, но в целом каждый из слогов, как и их сочетания, определенно взаимосвязаны с такими параметрами, как сила удара (полный, полусмягченный и мягкий), местоположение рук на мембране (в центре или на периферии), участок кисти, которым производится удар (в игре на м. используются как пальцы, так и различные участки внутренней стороны ладони) и т.д.

 

В сознании музыканта, обучение которого происходит сначала как непременное заучивание сложного мнемотехнического вокабуляра, а затем соединение его с собственно движениями, складывается универсальный комплекс, связывающий воедино все стороны процесса звукопрезентации. Традиция мриданга – одна из наиболее древних музыкальных традиций Южной Азии, имеющих автохтонное происхождение.

 

История ее формирования и развития могут быть, по мнению ученых, во многом ассоциированы с историей становления музыкальной культуры региона в целом. М. – не только древнейший барабан субконтинента; это инструмент, в котором ярко воплощены специфические региональные представления о звуке и звучании. Именно барабаны, среди которых группа м. является ведущей, сохранили вплоть до наших дней базовые генетические коды культуры Индостана.

 

Эта традиция, одна из наиболее устойчивых и мало подвергавшихся в течение исторического развития коренным преобразованиям, может по праву рассматриваться как своего рода стержневая, фундаментальная, определяющая звуковую идею данного региона.

 

Основы эстетики, теории и практики, глубокая мифологическая и символическая коннотированность м. были детально изложены в трактатах, начиная уже с первых веков н. э. Своеобразной энциклопедией сведений о м. является «Натьяшастра» – трактат, содержащий разнообразные данные о самом инструменте, его разновидностях, функционировании в ансамблях, соотнесенности с эстетикой, теорией и практикой санскритской драмы, в озвучивании представлений которой барабаны этой группы принимали активное участие.

 

Здесь же изложены основополагающие аспекты теории и практики игры на м., на которые музыканты опираются во многом и в наши дни. В процессе исторического развития музыкальной культуры региона традиция м. претерпевала видоизменения, углублялась, совершенствовалась, но не утрачивала своей изначальной сущности, оставаясь глубинно связанной с глубинными духовными смыслами южноазиатской цивилизации.

 

Об этом свидетельствует, в частности, присутствие в современной концертной практике м. элементов обрядовости, восходящих к сложнейшей символизированной обусловленности инструмента в древности. Продолжает сохранять свою актуальность также богатейшая иконография м. и барабанов его группы. В наши дни южноиндийский м. широко распространен как инструмент, презентирующий линию тала в ансамбле, выступающем на концертной эстраде. Он аккомпанирует танцевальным и танцевально-театральным представлениям (бхаратнатьям, катхакали).

Е.М. Гороховик

 

Фото: 

indianmusicalinstruments.com

tablasitaruk.com

tablasitar.net

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31