Кото

 

  КОТО (琴, 箏) — японский струнный щипковый инструмент, принадлежащий к семейству длинных цитр с подвижными колками. Корпус инструмента представляет собой полый резонаторный ящик со стандартными размерами 186 см в длину и 48 см в ширину, изготавливаемый из мягкого дерева кири (桐, павлония войлочная, Paulowniya imperialis). Нижняя дека плоская, с двумя резонаторными отверстиями. На верхней — более толстой и выпуклой в поперечнике (она выдалбливается изнутри) — параллельно натягиваются 13 струн, одинаковых по длине и толщине, которые жёстко фиксируются на двух невысоких поперечных порожках, расположенных на некотором расстоянии от левого и правого края инструмента. Струны кото традиционно делались из кручёного шёлка, но сейчас, в основном, используются синтетические материалы, такие как нейлон.

  Настраивается кото с помощью дзи (柱) — подвижных колков, изготавливаемых из слоновой кости, дерева, бычьего рога, китового уса или пластика, которые регулируют длину струны и, соответственно, высоту звука.

  Названия частей кото связаны с отношением к инструменту как к живому существу. Согласно легенде, кото воплощает в себе образ лежащего, отдыхающего дракона. Частично такое представление заимствует мифологическую символику более древней по происхождению китайской цитры цинь. Согласно этой символике, левый край инструмента — это «хвост дракона» (竜尾, рюби), правый — «голова дракона» (竜頭, рюто), боковые части носят название — «побережья» (磯, исо), торцевая часть — «язык дракона» (龍舌, рюдзэцу), верхняя дека — «панцирь дракона» (竜甲, рюко), нижняя дека — «живот дракона» (龍腹, рюфуку) и т. д. Всего подобных зооморфных названий деталей конструкции кото около тридцати.

 

 

  Играют на инструменте специальными плектрами цумэ (爪, буквально «когти»), которые одевают на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Хотя форма самого инструмента на протяжении его истории почти не менялась, вид когтей и колков отличается в зависимости вида музыки.

 

 

  Главная роль в звукоизвлечении на кото принадлежит правой руке, техника которой предполагает использование множества разнообразных приёмов. Однако левая рука не менее активно участвует в создании звука, влияя на его высоту путём нажатия струны слева от колка или защипывания её справа, а также обогащая звучание разными видами вибрации.

  Слово «кото» является чисто японским, и также обозначает группу инструментов имеющих форму длинной цитры. Такие инструменты имели распространение в Японии ещё с мифических времён. Среди погребальных фигурок ханива IV-VII веков уже есть изображения людей, играющих на кото.

 

Глиняная фигурка ханива музыканта, играющего на кото

(хранилище государственного музея префектуры Фукуока)

 

  Естественно, существовало много разновидностей кото, каждая из которых имела своё более точное название. Например, со-но-кото, бива-но-кото и другие. В японском языке есть два иероглифа, которые обозначают музыкальный инструмент и читаются как «кото»: 琴 и 箏, но они имеют отношение к двум разным инструментам. Первый из этих иероглифов, кин-но-кото, соответствует китайской цитре с семью струнами и ладами-хуэй цинь (琴), а второй, со-но-кото, — китайской многострунной цитре чжэн (箏) с подвижными кобылками.

  Кото присутствует в ансамбле гагаку (雅楽), где он так и называется гаку-со (楽箏, «гаку» — второй иероглиф от гагаку 雅楽 и «со» — кото). Эта разновидность инструмента имеет в длину 190 см. Кото в музыке сокёку и дзиута короче примерно на 10 см. В народной среде существовал также и дзоку-со (俗箏, «простой, популярный, вульгарный» кото). Подобное разделение на аристократическую и народную разновидности инструмента есть и в Корее, в частности, это касается аналогичной длинной цитры каягым. Кстати, последний слог названия этого инструмента — тот же иероглиф, что и китайский цинь и японский кин, но в корейском языке он читается как «гым» (琴). Каягым буквально обозначает «цитра государства Кая» .

  Старинная японская цитра вагон (和琴, «японский кото»), бытовавшая в Японии до появления в стране китайских аналогов, называлась также адзума-кото (東コト).

 

Цитра вагон

 

  В конце XIX-XX веках начали появляться новые разновидности цитр, что связанно с двумя противоположными тенденциями. Первая из них — уменьшение количества струн на цитре с ладами без колков. Таким образом возникли однострунный итигэнкин (一弦琴) и двухструнный якумогото (八雲琴). Это сольные инструменты, которые используются в синтоистских церемониях, где один исполнитель поёт и аккомпанирует себе.

 

Итигэнкин

 

  Вторая тенденция представляет собой увеличение количества струн на цитре с колками. Из множества экспериментальных образцов самым распространённым стал семнадцатиструнный дзюситигэн (十七弦), сконструированный в 1921 году прославленным мастером хогаку Мияги Митио (宮城道雄, 1894—1956). Поскольку этот инструмент был создан под влиянием западной музыки, он является басовой разновидностью кото и часто применяется в современных композициях.

 

Дзюситигэн

 

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31