Каягым

 

КАЯГЫМ 가야금 (gayageum или kayagŭm) — двенадцатиструнная корейская цитра. Наряду с комунго, каягым является одним из наиболее знаковых для корейской музыкальной культуры инструментов. По современной европейской классификации к. относится к классу длинных цитр.

 

Его корпус изготавливается из цельного куска дерева павлонии, а двенадцать струн из шёлка-сырца натянуты на зафиксированный деревянный мостик хёнчим (현침), напоминающий форму облаков и повторяющий изогнутую форму корпуса и поддерживаются подвижными мостиками-кобылками анджок (안족) из груши или грецкого ореха в форме лапок дикого гуся, скрепленными шелковым шнуром хваксуль (학슬, «колено журавля»).

Анджок  

Передвигая анджок, можно изменять настройку каягыма. Тольгве (돌궤) — колки для регулирования натяжения струн, помещены внутри на обратной стороне корпуса рядом с янъидо (양이두, «уши овцы», узел, в которой собраны шнуры, фиксирующие струны), расположенным на левом конце корпуса. У головной части инструмента джадан (좌단, «крайний слева»), на которую в паузе исполнитель кладет правую руку, имеется небольшая «талия», подобно китайскому циню. Левый конец корпуса с двенадцатью отверстиями для струн называется бонми (봉미, «хвост феникса»).

  Янъидо — «уши овцы»

В нижней деке имеется несколько резонаторных отверстий: в центре деки — прямоугольное, а по краям — небольшое круглое отверстие и в форме полумесяца, символизирующие солнце и луну, а вместе — космос. Все декоративные элементы и пропорции также имеют определенный символический смысл. Существует две техники исполнения: нажатие на струну левой рукой, а также различные колебательные движения, производящие различные эффекты: встряхивание, изгибание струны или вибрация.

 

Правая рука используется в технике защипывания струны или удара по струнам. Исполнитель традиционно сидит на полу, скрестив ноги и положив один конец инструмента на правое колено, а другой — на пол. Струны защипывают справа от мостиков большим пальцем правой руки и тремя следующими пальцами, а левой рукой нажимают на струну или натягивают ее слева от мостиков, изгибая ее или производя разнообразные колебания струны (в диапазоне от микротоновых интервалов до кварты) — создавая особый тип широкого вибрато, весьма характерный для корейской музыки.

 

В то время как на других дальневосточных цитрах (китайском гучжэн, японском кото, монгольском ятга или вьетнамском дане) для извлечения звука используют когти или плектр, каягым отличается вышеупомянутым широким вибрато, создаваемым с помощью нажатия и натягивания струны непосредственно пальцами. Стоит упомянуть, что само натяжение струн слабее, чем, к примеру, на кото, что также позволяет добиваться более тёплого, подвижного, интимного и мягкого звучания, чем на подобных длинных цитрах.

 

Существует термины для обозначения техники специфического вибрирующего звучания, применительно именно к струнным инструментам: нонхян (농현, буквально «вибрирующие струны»), а также ё-ым (여음, буквально «оставшийся звук»), которые являются ключевыми моментами для понимания эстетики корейской музыки. В соответствии с Самгук Саги («Исторические записи Трёх государств», 1145 г.), каягым предположительно возник в VI в., и его появление связывают с именем короля Касиля, правителя королевства Кая (отсюда и название «каягым», т.е. «струнный инструмент государства Кая» или «каяко», «струны Кая»).

 

Касиль приобрел старинный китайский инструмент гучжэн, задумав создать инструмент, олицетворяющий корейский дух. Непосредственное внедрение гучжэна в корейскую музыку он, однако, отверг, отметив, что когда в странах разные языки, то музыка не может быть одинакова. Вслед за этим он изобрёл каяко по образцу китайского гучжэна, но сделанный из павлонии, и поручил музыканту по имени У Рык сочинить музыку для нового инструмента. Позднее, когда государство Кая пало, У Рык бежал вместе с каяко в пограничное королевство Силла. Изобретение каяко оказалось возможным датировать, исходя из того, что в 551 г.

 

У Рык был встречен королём Силла Чинхуном. Этот 12-струнный каяко мало изменился вплоть до наших дней. Образцы древнего каяко сейчас представлены в музыкальном фонде в Кёнчжу. Древние сирагигото (то есть корейские цитры) хранятся в Императорской сокровищнице «Сёсоин» (Нара, Япония). Сегодня существуют два основных типа инструмента, отличающиеся по размерам, конструкции и сфере применения. Старинный каягым короля Касиля имел несколько названий: попгым (법금, «законная цитра»), пунню (풍류, «элегантный») или джонъак (정악, «классическая музыка») каягым.

 

Обычно такой вид ассоциируется с придворной музыкой аак, распространенной в высших образованных слоях общества ансамблевой камерной музыкой джонъак и лирическими песнями сиджо и каса, в которых каягым используется как аккомпанирующий инструмент. Такой каягым имеет более широкое расстояние между струнами, а его параметры таковы: 160 см в длину, 30 в ширину и 10 в высоту. Звук попгым каягыма мягкий, деликатный и изысканный. Каягым также использовался в фольклорных музыкальных представлениях: в синави (инструментальной музыке импровизационного характера, которая выросла из шаманских ритуалов, преимущественно южных регионов), а также впоследствии в каягым санджо и каягым пёнчхан (исполнение, сопровождающее пение).

 

Стараниями исполнителя на каягыме Ким Чанджо в позднюю эпоху Чосон санджо развивалось и приобрело невероятную популярность благодаря высокому импровизационному искусству синави и множеству используемых чанданов (ритмических циклов) и мелодических моделей повествовательного вокального жанра пхансори. Считается, что другой вид каягыма — санджо каягым — возник в XIX в. с развитием уникальной музыки санджо, что в переводе буквально означает «собирание рассыпанных звуков».

   Исполнитель на каягыме Квон Ын Кён  권은경  

 

У такого каягыма меньше расстояние между струнами, и корпус короче, что позволяет исполнителю играть быстрые пассажи, необходимые в заключающих разделах санджо. Санджо каягым имеет около 142 см в длину, 23 см в ширину и 10 см в высоту. В отличие от попгым каягыма, также сделанного из дерева павлонии, санджо каягым имеет вставки по бокам и на задней части из твёрдых пород дерева, например, каштана.

 

Каягым, вероятно, можно считать наиболее приспособленным для санджо инструментом: мелодические и ритмические модели санджо каягым наиболее сложны по сравнению с другими инструментами, а раздел танмори, очень быстрый чандан, встречается только в санджо каягым. В наши дни санджо каягым — наиболее распространенный вариант, и в современном музыкальном контексте он широко применяется в чанджак гугак (новосочиненной корейской традиционной музыке). Все традиционные каягымы имели шелковые струны, но в конце XX в. стало возможным заменить их на синтетические (нейлоновые). Современные каягымы часто имеют больше струн (до 25 и даже более).

 

Литература

 

1. Ли Нам Ёнг. Традиция санджо каягым в корейской инструментальной музыке. // Реферат. — М., Московская гос. консерватория, 2007.

2. K. Howard Kayagum Sanjo. — A Traditional Instrumental Genre. Ashgate, July 2008

3. A Study of Musical Instruments in Korean Traditional Music. — Seoul, Korea, 1998 Yoonjah Choi 유자차 Choi (2005). Kayagum. Retrieved July 29, 2005

 

М. Вавилова

 

Фото:

flickr.com

chopinvsarirang.blogspot.com

ebaytoday.ru

en.wikipedia.org

hanyang.ac.kr

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30