Гхунгру

ГХУНГРУ (घुंगरू – санскр., хинди ghungru; гхунгру) – южно-азиатский набор бронзовых или латунных бубенчиков, прикреплённых в несколько рядов на манжете. В соответствии с индийской классификацией входит в группу гхана вадья (гхана – «плотный, твёрдый», вадья – «инструмент»). Подвязанные на щиколотках танцовщика в виде своеобразных ножных браслетов, гхунгру издают при движениях мелодичный, звенящий шум.

 

Южно-индийский аналог гхунгру, также используемый в классических танцевальных традициях, - гедджай / гадджай. Инструмент имеет также ряд регионально-традиционных разновидностей: паинджаи, надеваемые как ножные браслеты; каи чилампу – полые кольца с дробинками внутри, которые потряхивают, держа в руках; бхайронджи-ке гхунгру – большого размера, повязывающиеся вокруг талии.

 

К этому типу относятся также простейшие погремушки, использующиеся в танцах малых народов субконтинента; они обычно изготавливаются из высушенных плодов с семенами внутри (например, гилабада андхрских ченчу), связанных в гирлянду и обвязываемых вокруг шеи, талии, ног. Использование гхунгру и его южно-индийского аналога, в отличие от перечисленных выше инструментов, связано с высокой степенью символизации инструмента.

 

Включаясь в сложный понятийный контекст классических танцевальных и танцевально-театральных традиций Южной Азии (бхаратнатьям, катхакали, катхак, одисси и др.), он становится неотъемлемой принадлежностью каждого танцовщика, символом причастности его к высокому искусству, достижения значительного уровня мастерства. Повязывание «ножных браслетов» - один из важнейших смысловых элементов церемонии посвящения в танцовщики.

 

Сама же идея использования подобного инструмента в танце, восходящая, вероятно, к древнейшей обрядовой практике, имеет как собственно функциональный («отбивание», подчёркивание ритма), так и звуко-символический смысл. Соединяясь со звучанием основных сопровождающих танец или танцевальную драму инструментов, движениями и жестами танцовщика, элементами декора (костюмы, украшения), также имеющими соответствующие коннотации, звучание инструмента типа гхунгру, становится одним из компонентов универсального целого – классического танцевального и танцевально-театрального представления.

 

Е.М. Гороховик

Статья из: Энциклопедия «Музыкальные инструменты», М., «Дека-ВС», 2008, 786 с., илл., библ..
(стр. 183)

 

Фото:

flickr.com

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31