Гармоника индийская

ГАРМОНИКА индийская, гармониум (лат. harmonium) – портативная (ручная) фисгармония, широко распространенная в практике музицирования традиции хиндустани (север Индии, Пакистан, Бангладеш, Непал).

 

Представляет собой небольшой (до 1м в длину и 40см в высоту) инструмент с деревянным корпусом, сзади (иногда сбоку) которого расположены ручные меха, а клавиатура обращена к играющему. Воздух нагнетается мехами левой рукой музыканта, в то время как правая играет на клавиатуре. Иногда корпус г. украшается инкрустацией из кости или пластмассы.

 

Диапазон индийской г. включает до трех октав, расположенных в наиболее естественных и употребимых в инструментальном или вокальном музицировании регистрах: нижнем (мандра), среднем (мадхья) и высоком (тара). Акустическая настройка инструмента, несмотря на фиксированность звукоряда в клавиатуре, относительна, поскольку специальный механизм позволяет сдвигать весь объем его звучания вверх или вниз, в соответствии с настройкой солирующего инструмента или голоса. На инструменте играют сидя, поставив его, как правило, перед собой на пол.

 

Индийская гармоника – один из ярких образцов европейского инструмента, включенного в контекст культуры иного региона и приобретшего в нем новую жизнь. Позаимствованная, как можно предполагать, из практики европейских миссионеров-христиан XVIII-XIX вв., она стала широко внедряться в различные музыкальные и музыкально-танцевальные традиции севера субконтинента предположительно лишь на рубеже XIX-XX столетий, войдя в состав ансамблей, сопровождающих пение (в основном традиции кхьял и полуклассика), а также религиозно-духовных жанров (кауали, бхаджаны и др.) и танцевальные представления на правах инструмента, вторящего основной мелодической (вокальной или инструментальной) линии.

 

Использование инструмента в соединении с другими вызывало в первой половине нашего века сомнение, особенно со стороны музыкантов старшего поколения, полагавших, что равномерно-темперированная настройка г. несовместима со спецификой микроинтервальной организации и принципами развертывания звуковой ткани в музыке субконтинента. В наши дни г. прочно вошла в обиход классического, полуклассического и традиционного музицирования, инструмент используется также в аккомпанементе популярным эстрадным песням, в киномузыке.

 

Е.М. Гороховик

 

Фото:

pakrashi-harmonium.com

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31