Дамару

ДАМАРУ (санскр. «шум, грохот») – барабан в форме песочных часов (или т.н. барабан «с перетянутой талией»). В соответствии с южноазиатской классификацией инструментов принадлежит специальной группе аванаддха – «инструментов с покрытием», или собственно барабанов. Распространен на территории всего Индостана, от севера до юга (Шри Ланка), в различных субрегиональных традициях имеет различные названия (удекки, идекка и др.).

 

Общей для многочисленных региональных разновидностей этого инструмента является своеобразная форма корпуса; размеры же, как и материал изготовления, особенности конструкции и звукоизвлечения на д. значительно рознятся в различных традициях. В целом длина барабанов подобного типа варьируется от 15 до 45см. Обычно они имеют полый деревянный (иногда металлический: медный, бронзовый, латунный) корпус в виде песочных часов (с «талией») и две кожаные мембраны.

 

Как и у других барабанов региона, система мембран дамару предполагает не непосредственное их прилегание к корпусу, но сложное соединение с ним сквозь особый кожаный обруч (кольцо), располагающийся по окружности мембраны; через него, в свою очередь, протянута система веревочных креплений, соединяющая вдоль корпуса обе мембраны, что создает их натяжение, позволяющее регулировать звуковысотность звучания д. (по аналогии с табла, пакхаваджем, мридангом и др. барабанами региона). К шнуру, опоясывающему барабан посередине (по «талии») крепится петля, надеваемая, как правило, на плечо музыканта и позволяющая удерживать его, чаще всего горизонтально, во время игры.

 

Д. самых малых размеров крепятся петлей непосредственно к запястью музыканта. К нему же на отдельных шнурках подвешиваются нередко мелкие твердые предметы (каменные бусины, металлические, пробковые или деревянные кусочки), ударяющиеся о мембраны при потряхивании или покачивании из стороны в сторону инструмента и издающие характерный грохочущий звук (шум). Разновидности этого барабана встречаются по всему субконтиненту и в островной части региона.

 

В группу входят небольшие по размеру дамару Бихара, Ладакха, Тибета, большие барабаны тхмила (Керала), тумда (Орисса), похл (Химачал Прадеш), средних размеров будбудке (или будабудаккаи) Андхра Прадеш, идакка Кералы, удуккаи Тамилнаду, деру Раджастхана и др. Все они рознятся не только по форме и размерам (большая или меньшая длина корпуса, окружность мембран, степень «стянутости» середины), но также способами звукоизвлечения.

 

На барабанах этой группы играют одной или двумя руками, ударяя ими по мембране (тумда, удуккаи, тхимила, последний крепится к талии музыканта вертикально), либо производя звук трением рук о мембраны (похл) или используя палочки (идакка). При этом другая рука зажимает ременное устройство, что позволяет варьировать и регулировать натяжение мембран, а следовательно – высоту и тембр звука.

Другой тип звукоизвлечения подразумевает покачивание, или потряхивание инструмента из стороны в сторону, в процессе чего твердые кусочки, подвешенные на шнурах, ударяются о мембраны и производят звук без помощи рук или палочек (дамару, будабудаккаи и др.).

 

Барабаны в форме песочных часов принадлежат группе древнейших автохтонных инструментов Южной Азии. В мифах д. – барабан Шивы, в который тот ударяет во время своего божественного танца, создавая тем самым круговорот разрушения и созидания. Приверженцы индуизма верят, что изначальный Звук (нада) есть первопричина всего сущего, и он был «произнесен» именно на дамару. Этим обусловлено преимущественно обрядово-сакральное предназначение барабанов этого типа в регионе.

 

В Ладакхе и Тибете, считающимися родиной д., поскольку, согласно преданиям, именно здесь расположена мифическая гора – обиталище бога Шивы, звучание этого инструмента является одной из основ богослужения; в древности, очевидно, этот барабан изготавливался здесь из человеческих черепов и его звук, таким образом, был призван символически связывать миры человека и духов умерших. В шиваитских храмах, особенно на юге Индии, барабаны этой разновидности непременно присутствуют как главный храмовый инструмент, участвующий в разных церемониях сакрального характера.

  Статуя Шивы, Бангалор

Вместе с тем как на севере, так и на юге Индостана барабаны группы д. широко используются в традиционном музицировании. Они озвучивают представления странствующих циркачей-жонглеров, заклинателей змей, используются при гаданиях, прошении милостыни и т.п. Конструктивная развитость, сложность звукоизвлечения, ведущие к расширению технических и выразительных возможностей д. так же, как и высокая степень символизации, делают его пригодным и в музыке высокой традиции.

 

Так, в частности, идакка в Керале, наряду с другими ударными инструментами, входит в состав ансамбля, сопровождающего представления южноиндийской танцевальной драмы катхакали. Исследователи предполагают, что, распространившись за пределы Южной Азии, идея барабана в форме песочных часов способствовала развитию аналогичных по типу барабанов в музыкальных культурах Центральной Азии и Китая, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

 

Е. Гороховик

Фото:

indianetzone.com

chandrakantha.com

gandharvaloka.co.nz

anyonemusic.blogspot.com

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31