Барбат (уд)

БАРБАТ (بربط – barbat, барбат) или уд (عود – oud, уд), также руд ( رود- rood, руд) – струнный щипковый инструмент, распространённый на Среднем Востоке и в арабских странах и считающийся одним из старейших инструментов упомянутого региона. Относительно истории и места происхождения барбата существуют различные точки зрения.

 

Некоторые исследователи, опираясь в своих работах на существующие живописные изображения на каменной кладке, считают местом возникновения этого инструмента Индию или Бактрию. Несомненно, распространение барбата в Персии в середине эпохи правления Аршакидов (250 г. до н.э. – 240 г. н.э.) и на протяжении всей эпохи правления Сасанидов (224 – 651 гг.) стало причиной того, что многие считают его персидским инструментом.

 

История барбата 

Шумеры – первый народ античности, который оставил в месте своего пребывания свидетельства о барбате. Древнейший след функционирования этого инструмента в культуре (изображение мужчины, играющего на барбате) был обнаружен в Месопотамии и относится ко второму тысячелетию до нашей эры, что позволяет включить барбат в число старейших персидских инструментов. В доисламский период истории Персии музыкальный инструмент уд был известен под именем барбат, и распространился после шумеров, в эпоху Ахеменидов (558 – 330 гг. до н.э.).

 

Этот инструмент, пережив всю античность, стал одним из преобладающих в эпоху правления Сасанидов. Упоминают, что в первые годы появления ислама, при завоевательном присоединении Персии к арабским странам, возник преемник барбата, называвшийся мазхар (مزهر). На основе некоторых документов можно сделать вывод, что самым первым человеком в Аравии, который играл и обучал игре на персидском уде или барбате, был ибн-Сарих-иранец.

 

Знакомство арабов с удом началось, когда Абдолла ибн аз-Зубейр (мусульманский политический деятель VII века) пригласил группу иранцев в Мекку, чтобы восстановить Каабу после разрушения её сирийской армией в 683 году. Иранцы владели игрой на уде, и жители Мекки получали удовольствие от их музыки и высоко почитали этот инструмент. Позже ибн-Сарих отшлифовал своё мастерство, выделившись в искусстве игры на уде (барбате) среди артистов прошлого.

 

Арабы называют этот инструмент удом, так как его корпус сделан из дерева (аль-уд в переводе с арабского значит «дерево»). По мнению некоторых исследователей музыки, к примеру, Экхарда Нойбауэра, это арабское слово имеет своим источником персидское слово руд (رود), что также является другим названием барбата и восходит к значению «струна щипкового инструмента». Сегодня барбат играет в иранской музыке меньшую роль, чем несколько веков назад. Напротив, арабский уд занимает в арабской музыке одно из главных мест.

 

После того, как этот инструмент был привезён в Европу, он получил имя лютня, которое произошло, благодаря постепенным изменениям, от слова аль-уд. Само слово барбат в действительности состоит из двух слов: бар (بر) и бат (بط), что означает «подобно утке». По своей форме этот инструмент напоминает утку с маленькой шеей, которая выпятила грудь вперёд. Следуя другой версии, это слово происходит от имени Бāрбад (باربد): так звали музыканта, игравшего на инструменте руд при дворе персидского шаха Хосрова Парвиза (591 – 628 гг.). 

 

Виды барбата 

В старину полагали, что барбат может быть двух видов: один – с большим корпусом и коротким грифом, другой – с маленьким корпусом, но большим грифом. Иногда ошибочно инструмент с длинным грифом называют барбатом, а с коротким грифом – удом. В настоящее время на основе проведённых исследований оба инструмента считаются вариантами одной конструкции.

 

Строение барбата 

Корпус этого инструмента имеет грушевидную форму при большой глубине нижней деки и очень коротком грифе. Струны барбата располагаются вдоль верхней (плоской) деки инструмента, сделанной из дерева и покрытой резными узорами в форме медальонов. Подставка под струны – вытянутой формы, небольшая по высоте. Барбат имеет десять струн, расположенные по пять пар. Некоторые мастера добавляют к ним ещё одну или две струны.

 

Величина инструмента может быть разной. К примеру, арабский уд обладает большим корпусом, турецкий – малым, а иранский – средним. Барбат (уд) имеет самый низкий тембр среди струнных щипковых инструментов. Плектр барбата изготавливается из пера павлина, орла или грифа, хотя иногда музыканты используют плектр из другого материала (например, из пластика). Басовый барбат обладает мягким, тёплым звуком и с одинаковым успехом служит украшением концертной программы как солиста, так и ансамбля.

 

 

 

Современный уд 

С основанием высших музыкальных учебных заведений в пятидесятых годах прошлого века такие мастера, как Акбар Мохсени, Мансур Нариман и другие, прилагали немалые усилия к распространению барбата через арабские радиостанции. Благодаря этому, инструмент получил второе рождение в современную эпоху.

 

Мастера игры на уде 

За последние сто лет уд практически полностью перешёл в музыкальную практику арабов и, в особенности, египтян. Наиболее известным исполнителем на уде является Монир Башир (Ирак). Кроме него, стоит упомянуть таких музыкантов, как Риаз Санбати, Фарид аль-Атраш, Насер Шамма и Ануар Брахем.

 

  

Материал с сайта www.musicmusic.ir

перевод с персидского и подготовка М. Вяловой

Фото:

flickr.com

farhangsara.com

farid696.blogfa.com

iranmusicinst.mihanblog.com

www.riyab.blogfa.com

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30