Феникс, сложивший крылья

Феникс, сложивший крылья

 

Печальный мир!

Даже когда расцветают вишни...

Даже тогда...

 

Исса (1768-1827)

Пер. В. Марковой

 

Как тонка грань между тишиной и звуком сё! Особый инструмент. Музыкант держит его перед собой, сложив руки, будто для молитвы. Бамбуковые трубки смотрят прямо в Небо.

 

…В древности, когда люди ещё понимали необходимость постоянного прислушивания к миру, его изменениям, они создавали инструменты, с помощью которых общались с силами природы. Они ощущали не только свои потребности, но и своё долженствование. Они уделяли много времени тому, чтобы поддерживать порядок. Они понимали, насколько тесно связаны Звук и Порядок.

 

Тогда появились китайские губные органы юй и шэн. Юй играл вместе с цитрой сэ. Лишь до начала нашей эры их звуками наслаждались аристократы Древнего Китая: и юй, и сэ исчезли из музыкальной практики. Шэн живёт в китайской культуре до сих пор. Но сегодня этот благороднейший из духовых инструментов потерял своё истинное лицо: на нём играют пьесы европейских композиторов XIX века.

 

Японский сё не забыл своей сущности. Его стойкость сродни стойкости самого бамбука, воспетой китайскими и японскими поэтами. В его голосе слышится «Эхо Великого Начала».

 

Манабэ Наоюки играл, в основном, пьесы современных японских композиторов. В них – более или менее интересных – можно было услышать вопрос, будто заданный сё самому себе: что я делаю в этом мире? С какой целью перебираю эти звуки? Как остров среди неспокойного и безответного океана прозвучала “Banshikicho choshi” из прекрасного упорядоченного мира гагаку.

 

На грани тишины и звука возникло физическое ощущение параллельного пространства, разворачивающегося перед нами и вокруг нас с каждым новым вдохом и выдохом бамбуковых трубок. Поначалу его устройство может показаться странным: земное притяжение теряется и неизвестно, как двигаться. Но стоит только привести своё дыхание в соответствие с дыханием сё, как наступает счастье выхода за пределы своей телесной оболочки. Поистине,

 

Слушай, слушай,

Этот прекрасный звук

Возвращает меня к моей истинной сущности

(буддийская гатха)

 

Жаль, что это длилось всего восемь минут. Жаль, что мы так далеки от Великого Начала, и заслуживаем слышать лишь Эхо. Спасибо, что есть возможность слышать хотя бы Эхо.

 

 

Анастасия Новосёлова

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31