Гагаку

ГАГАКУ (японское прочтение китайских иероглифов 雅樂 yǎyuè я юэ) – понятие японской классической музыки, имеющее несколько значений:

1) тип придворного церемониального оркестра, воспринятого Японией из Китая (и Кореи) в VII в.;

 

2) специфическая система музыкального мышления, объединившая принципы звуковой организации, выработанные в высших слоях нескольких музыкальных культур Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии;

 

3) японская музыкально-культурная традиция, включающая как саму придворную музыку (репертуар), отличающуюся высшей степенью культивированности, так и всю систему её жизнеобеспечения (особый тип музыкантов, способы разучивания и запоминания канонических звукового текста, музыкальные инструменты и т.д.).

 

В период Асука (552-645), в связи с укреплением в Японии феодальных отношений и утверждением буддизма в качестве государственной религии, развиваются типы музыки, прямо или косвенно связанные с буддийским культом. В эпоху Нара (645-794) и ранний период Хэйан (794-894) отмечается активное усвоение китайских традиций (во многих случаях приходящих через Корею), в том числе звукового наполнения дворцового церемониала. С опубликованием так называемых законов Тайхо-рё (701) было учреждено гагаку-рё (музыкальное управление), в обязанности которого входило изучение придворной вокальной и инструментальной музыки стран континента, прежде всего Китая, приведение ее в соответствие с нормами японского мировоззрения и эстетики и исполнение в дворцовом церемониальном обиходе.

 

Основой репертуара гагаку была музыка, считающаяся китайской, но на деле представляющая собой специально выработанный синтетический продукт, вобравший в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, Монголии и Восточного Туркестана. Кроме того, сюда входила музыка трех корейских царств, страны Бохай (населенной племенами маньчжуро-тунгусского происхождения) и страны Линьи (Юго-Восточная Азия). Красочные и символичные придворные танцы гагаку сопровождались большим оркестром (около 30 инструментов).

 

Музыкальная теория гагаку легла в основу японской мысли о музыке, привнеся с собой специальную терминологию, по сей день используемую в Японии. Первые музыканты-японцы в системе гагаку обучались у иностранных педагогов, но очень быстро вся система слышания и организации звука приобрела собственно японскую специфику. Известно, что, по повелению императора Ниммё (810-850), была проведена реформа гагаку и выработана каноническая модель инструментальной японской музыки. Музыка гагаку стала подразделяться на тогаку (китайскую музыку эпохи Тан), комагаку (музыка корейского царства Когурё) и кокуфу-кабу (собственно японская музыка или песенный танец, восходящий к древним ритуалам в местах поклонения предкам). Высокая музыкальная традиция эпохи Хэйан (794-1191) была искусством придворной аристократии и развивалась преимущественно в столице.

 

Популярность гагаку несколько снизилась, когда в середине XII века власть перешла от аристократов к военным, но её продолжали исполнять при дворе Императора в Киото, тогдашней столице Японии, и в крупных храмах. Затем исторически сложилось так, что интерес к музыке гагаку почти совершенно угас, и профессиональные исполнители гагаку были в забвении до конца XIX века, когда с началом эпохи буржуазных реформ и одновременной реставрации императорской власти они были собраны вместе в Департаменте гагаку (Гагаку-кёку) при Министерстве Двора Императора Мэйдзи.

 

В настоящее время традиция гагаку не только продолжает своё существование при дворе Императора и, в отдельных элементах, во многих буддийских и синтоистских храмах, но и тщательно изучается и развивается в некоторых университетах.

 

В частности, Общество гагаку в Университете Тэнри курируется мастерами Кунайтё, придворного департаментом по вопросам государственных процедур и церемоний. Здесь восстановлено и введено в активный репертуар около 300 образцов музыки гагаку в трёх её ведущих направлениях:

 

- кангэн – инструментальная музыка;

- утаимоно – вокальная музыка, включающая в себя жанры роэй и сайбара;

- бугаку – музыка, сопровождающая танцы.

 

Благодаря сотрудничеству Центра «Музыкальные культуры мира» с Обществом гагаку Университета Тэнри, в Москве, в рамках международного фестиваля «Душа Японии» состоялось несколько представлений гагаку. 

 

Фрагмент одного из концертов Общества гагаку Университета Тэнри можно послушать здесь.

 

Музыканты Общества гагаку Университета Тэнри в Москве

 

Бугаку 

 

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30