Концерт иранской классической музыки

 

 

 

10.12.2008

 

Концерт иранской классической музыки

 

Дастгах Шур

 

Концертный зал Центральной музыкальной школы, Москва

 

 

 

"Добро пожаловать на вечер персидской классической музыки!

 

Мы рады приветствовать в гостях у Московской консерватории замечательных иранских музыкантов во главе с выдающимся исполнителем на таре Остадом Маджидом Дэрахшани. В составе группы также:

 

Мужган Шаджарьян сетар

Шаху Андалиби нэй

Камран Якуби томбак

Хосейн Нуршарг пение

 

Позвольте сказать несколько слов о музыке, которая прозвучит в сегодняшнем концерте. Чтобы впечатление от услышанного оказалось наиболее ярким и полным, необходимо должным образом настроиться на восприятие этой музыки.

 

Классическая иранская музыка предназначена не только для наслаждения прекрасными звуками, но, главным образом, для напряжённой работы духа. Как утверждают сторонники суфийского мировоззрения, с помощью музыки дух, живущий в темнице тела, вновь вспоминает о мире, где жил первоначально, он расправляет крылья и совершает полет в безграничных пространствах духовного мира, испытывая радость и озарение, свойственные тому миру. Са’д ал-Дин Хамуйа так говорит об этом:

 

Когда сердце присутствует на духовном концерте,

Оно следует за Возлюбленным и возносит душу

В мир Божественных Тайн.

Мелодия – конь моей души;

Она подхватывает душу и радостно несет

Туда, где находится Друг.

 

В культуре Персии с давних времен распространен своеобразный принцип музицирования, получивший название – дастгах. Это ёмкое понятие, выражающее представление о том, что душа в своём стремлении к познанию божественной истины проходит цепь различных состояний от восторженной любви ко всем творениям Всевышнего до глубокого внутреннего погружения. В структурном отношении дастгах представляет собой циклическую композицию, включающую вокальные и инструментальные разделы.

 

Полное исполнение дастгаха очень протяжённо во времени, поэтому современные исполнители обычно демонстрируют только избранные формы. Это прежде всего сольные вокальные разделы импровизационного характера, называемые аваз, где обычно распеваются стихи персидских поэтов-классиков: Хафеза, Руми, Саади, Низами и других. Именно в пении аваза проявляется искусство расцвечивания мелодии орнаментацией тахрир. Это также вокальные жанры маснави – поэмы мистического содержания, а также более поздние по происхождению романтические таснифы.

 

К инструментальным разделам относятся: пишдарамад - ансамблевое вступление с фиксированной ритмической и мелодической структурой, чахар-мезраб – виртуозный эпизод с зарбом (то есть ритмической сеткой и ударным инструментом), а также протяжённые сольные импровизации. С подобной импровизации, которую любезно согласился представить сам Остад Маджид Дэрахшани, и начинается наш концерт.

 


Итак, в программе нашего концерта прозвучат:

БАЯТ-Э ТОРК – соло на таре Остада Маджида Дэрахшани

ПИШДАРАМАД. Музыка Остада Шахнази

САЗ-О АВАЗ. Стихи Хафеза

ЧАХАР-МЕЗРАБ и АВАЗ

ТАСНИФ «БАХАРЭ-ДЭЛЬКАШ». Стихи и музыка Арефа Газвини

МАСНАВИ. Стихи Хафеза ТАСНИФ «АЙ, АМАН». Стихи и музыка Арефа Газвини"

 

 

Маджид Дэрахшани и Хосейн Нуршарг

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30