Хоруш ("Крик души")

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Научно-творческий центр "Музыкальные культуры мира"

XI Международный музыкальный фестиваль "Вселенная звука"

 

22 мая (2013), среда, 19.00

Большой зал

Б. Никитская, 13

 

 

ХОРУШ

"Крик души"

иранская классическая музыка

 

Хосейн Нуршарг (аваз)
Маджид Дэрахшани (тар)

 

и группа "Караван" в составе:

Ашкан Рахбар (сетар)

Амин Хейдари (уд)

Мехрзад Азами Киа (каманче)

Саид Горбани (сантур)

Хосейн Горбани (томбак, даф)

 

Классическая иранская музыка начала свой путь в храмовой и придворной практике древнейших государств Среднего Востока (терракотовые фигурки и оттиски на печатях с изображением музыкантов датируются 4-м тысячелетием до н.э.). Многие поколения творцов трудились над поиском звуковых формул, наиболее ярко и точно воплощающих в себе те или иные состояние духа. В конечном итоге эти искания привели к созданию обширного кодекса эталонных мелодических моделей (гуше) и великолепно выстроенной системы ладовых семейств (дастгахов), в совокупности отражающих весь многотрудный путь человеческой души к познанию божественной истины.

 

Благодаря своему мудрому устройству и прямой связи с природным естеством психоэмоционального мира человека, эта музыка и сегодня остаётся живой полнокровной традицией, волнующей сердца современных людей. В семье разнообразных и неповторимых по звучанию иранских классических инструментов тар занимает особое место. Его ясный, «поющий» звук и богатство технических возможностей, сопоставимое с потенциалом симфонического оркестра, сделали этот инструмент символом иранской классической музыки.

 

Остад Маджид Дэрахшани — признанный мастер игры на таре, преподающий и выступающий во многих странах мира, директор и автор музыки ансамбля «Шахназ» (под руководством знаменитого певца Мохаммада Резы Шаджарьяна). Звучание его инструмента нередко назвают «волшебным» или «магическим», столь сильно воздействие его бесчисленных красок на слух и воображение аудитории.

 

Как бы ни были совершенны музыкальные инструменты, составляющие иранский классический ансамбль, в композиции дастгаха безусловно царит голос и смысл пропеваемых поэтических текстов, поэтому ключевыми разделами программы являются авазы — свободные в метроритмическом отношении вокальные монологи (или диалоги голоса и инструмента саз-о-авазы), конструируемые непосредственно самим певцом в сиюминутном спонтанном потоке вдохновения.

 

Эти изысканные и технически сложные разделы уравновешиваются заранее сочинёнными и метрически упорядоченными песнями (таснифами) и прослаиваются разнохарактерными инструментальными разделами. Выдающийся иранский певец Хосейн Нуршарг — не только обладатель редкого по красоте голоса, но и один из тех немногих музыкантов современности, которым блестяще удаётся воплощать животрепещущие идеи сегодняшнего мира средствами истинно традиционной школы классического аваза.

 

Осуществляя один за другим оригинальные творческие проекты в России и Иране, Хосейн Нуршарг создал группу «Караван», состав которой варьируется в зависимости от поставленной звуковой задачи. Первые выступления группы прошли в апреле 2011 в потрясённой землетрясением и цунами Японии. Сегодняшний состав «Каравана» определился в соответствии с особенностями программы, предложенной мастером Маджидом Дэрахшани.

 

Маргарита Каратыгина

 

Фото с этого концерта

Фото Яхьи Джебелли

 

 

 


 

Билеты в кассах консерватории

Кассы (495) 629 9401

Справки (495) 629 2191

 

WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31