Музыкальный диалог России и Ирана

 

Друзья, мы бы хотели поделиться с вами публикацией, которую выпустило новостное агентство "Спутник".

Это итоговый материал о деятельности центра "Музыкальные культуры мира" в области развития музыкальной культуры Ирана в России.

 

 

Музыкальный диалог России и Ирана

 

 

Еще несколько десятков лет назад в эпоху Советского Союза мало кто в России был знаком близко с иранской классической музыкой и глубоким музыкальным миром этой страны. После Исламской революции 1979 года Иран для  многих был закрытой страной.

 

Но времена изменились. Сейчас у иранской музыкальной культуры в России с каждым годом становится все больше поклонников. Россию все чаще посещают с концертами яркие представители иранской классической музыки. И в этом огромная заслуга Московской консерватории имени П. И. Чайковского, которая вот уже более десяти лет находится в авангарде развития активного, стратегически выстроенного и многопланового творческого сотрудничества с организациями и представителями иранской музыкальной и театральной культуры. Это направление деятельности ведёт научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» МГК.

 

Усилиями руководства этого центра были организованы несколько концертных проектов  российских и иранских музыкальных коллективов. Помимо иранской классики, в Рахманиновском зале Московской консерватории прозвучали уникальные традиции разных народов Ирана в рамках концертных программ: «Здравствуйте! Я принёс вам запах моря» (2014), «Живые сокровища Ирана» и «Хранительницы» (2015).

 

Иранские творческие делегации, приглашённые консерваторией на Первый и Второй Международные круглые столы «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» (2012, 2013), а также на Первый, Второй и Четвёртый Международные симпозиумы «Музыкальная карта мира» (2014, 2015, 2017), представили уникальные эпические песнопения, фрагментарно хранимые в памяти отдельных курдских исполнителей на северо-западе Ирана и считающиеся образцами древнеарийской звуковой культуры (их демонстрировал 96-летний Хезер Гадергармави), погребальные напевы зар малочисленной народности лаков, дервишескую звуковую практику братства «Ахле Хаг» из иранского Курдистана, которую продемонстрировал мастер игры на тамбуре Араш Шахриари.

 

Кроме этого Московская консерватория выступила инициатором не только собственно  музыкальных, но и музыкально-театральных, музыкально-литературных и музыкально-кинематографических проектов. В их числе:

· постановка пьесы «Забывчивость» (Центр имени Всеволода Мейерхольда, 2015), драматург и режиссёр Дариуш Рабии (Иран); 

· ирано-российская драматургическая лаборатория по созданию пьесы «Дом живых духов» (2015); 

· участие делегации Московской консерватории в Четвёртом Международном семинаре традиционных ритуальных действ (Тегеран, 2014) и в 33-м Международном фестивале «Фаджр» (Тегеран, 2015);

·  показы иранских художественных и документальных фильмов.

 

Научно-творческому центру «Музыкальные культуры мира» Московской консерватории имени П.И. Чайковского удалось реализовать несколько неординарных кросс-культурных проектов по популяризации иранской классической музыки за рубежом, в том числе:

· серию благотворительных концертов иранской классической музыки в Японии сразу после Великого восточно-японского землетрясения и цунами (апрель 2011);

· проведение фестиваля Московской консерватории «Вселенная звука» с участием иранской группы «Гамар» в Медельине (Колумбия, 2013);

· российско-турецко-иранский культурный проект «Солнце Анкары» (2013);
· проведение фестиваля Московской консерватории «Вселенная звука» с участием иранской группы «Караван» в Санкт-Петербурге (июнь 2017).

 

Ну а о том, как развивался музыкальный диалог между Россией и Ираном, а также о самых ярких 5-ти музыкально-культурных мероприятиях, которые завоевали сердца российских зрителей и деятелей искусства в 2017 году, в интервью Sputnik рассказывает Маргарита Ивановна Каратыгина, начальник Управления международного сотрудничества Московской консерватории имени П.И. Чайковского, а также научный руководитель НТЦ «Музыкальные культуры мира».

«Системная работа по глубокому изучению и популяризации иранской музыки в России началась примерно с 2005 года. Именно в этот период было ясно, что Иран выходит на мировую сцену уже не только как крупная политическая и экономическая самодостаточная держава, но еще и как держава-хранительница уникального и интересного музыкального мира. Я бы даже назвала Иран бездонной сокровищницей музыкально-культурных традиций. 

Руководство консерватории приняло решение для комплексного и всестороннего изучения иранской музыки и культуры обратиться именно к иранским музыкантам, так как всесторонне подготовленных специалистов по этому направлению  у нас в стране пока нет. Огромную роль в налаживании этого музыкального диалога сыграл талантливый иранский певец и тонкий знаток своей культуры Хоссейн Нуршарг, приехавший в Россию учиться на юриста. С 2008 года он стал выполнять функции постоянного консультанта по вопросам иранской культуры в центре «Музыкальные культуры мира». При его чуткой консультативной и организационной помощи нам удалось разработать стратегию по изучению иранской музыкальной культуры. При содействии Хосейна Нуршарга, помимо всех перечисленных выше проектов,  Московская консерватория провела в 2008–2017 гг. около 70-ти концертов иранской классической музыки с участием видных певцов и инструменталистов. Так, шаг за шагом, нам удалось не только всесторонне познакомить российскую аудиторию с иранской культурой, но и приучить её слушать иранскую  музыку.

Иранская классическая музыка очень притягательна для  духовного мира российского слушателя. Причина этой притягательности кроется в том, что она генетически очень близка многим славянским традициям, в частности, русским. Если заглянуть в очень далекое прошлое – дохристианское и доисламское – то мы можем там найти много сходных элементов духовной жизни наших народов. Можно отметить тот богатый духовный опыт, который накоплен жреческой практикой. В России он относится к обрядовой и фольклорной музыке язычества, которая, к сожалению, мало изучается. А в Иране, несмотря на значительные культурные переходы и изменения – от древнеарийского культурного синтеза к зороастризму, а затем к исламу и даже к влиянию европейской музыки – тем не менее, корневые традиции музыки продолжают жить своей жизнью.

Древнейшая жреческая культура (пение Вед, Авесты), где заложены самые главные музыкальные формулы, которые могут влиять и на человеческое существо, и на мироздание, всё ещё живы в иранской музыке. Ведь звук - это магическая божественная сила, обладающая колоссальной энергией. Сочетание звуков, которые когда-то нашими (иранскими и славянскими) предками были найдены, способны влиять на человеческую природу, способны кормить сердце и возбуждать в душах людей те или иные чувства. Все эти волшебные формулы рассеяны по всей иранской музыке. Именно поэтому она так к себе притягивает сердца российские слушателей. Они получают на иранских концертах огромное удовольствие из-за того, что иранская музыка для них звучит ка послание, как что-то важное, как совет или ключ к самой жизни.  У иранской музыки в России все больше и больше становится почитателей, даже я бы сказала, фанатов, поклонников. Эмоциональный строй этой музыки очень близок набору эмоций, которые присутствуют в душе русского человека.     

 

Ну, и подводя итог, к числу наиболее значимых иранских музыкальных событий в России в 2017 году, можно отнесли следующие проекты:

 

8 мая 2017 года, Рахманиновский зал Московской консерватории – Открытие 15-го Международного фестиваля «Вселенная звука», концерт иранской классической музыки «Симметричные тени».

 

Проект из разряда экспериментальных, учитывающий интерес молодых музыкантов России и Ирана к совместному музицированию, а также демонстрирующий общность основ музыкального мышления, заложенных в древнейшие времена. 

Музыка иранских авторов разных времён в аранжировке Шахина САРИХАНИ  / Shahin SARIKHANI на стихи персидских поэтов

Исполнители:

Саранг СЭЙФИЗАДЭ / Sarang SEYFIZADEH аваз

Алиреза ВАКИЛИ МАНЕШ / Alireza VAKILI MANESH аваз 

группа «КАРАВАН» (Тегеран) в составе:

Азадэ АМИРИ / Azadeh AMIRI тар

Назанин ГАНИЗАДЭ / Nazanin GHANIZADEH каманче

Мортеза САНАЙЕИ / Morteza SANAYEI нэй

Марьям МОЛЛА / Maryam MOLLA томбак 

Художественный руководитель группы

Хосейн НУРШАРГ/ Hosein NOURSHARG
 

Лауреат Международных конкурсов

Ансамбль ANNO DOMINI в составе:

Михаил АКИНФИН 1-я скрипка

Наталья ДЬЯЧЕНКО 2-я скрипка

Александра ЖЕЛВАКОВА альт

Самсон ТАТОСЯН виолончель

 

 

Хосейн Ализадэ. Тасниф Нахофт. Стихи Хафэза

  

 

19 июня 2017 года, Малый зал Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Санкт-Петербург и 23 июня 2017 года, Малый зал Московской консерватории.

 

Концерт иранской классической музыки «СЕМЬ ПОЛЁТОВ — СЕМЬ ВДОХОВ»

 

Музыка Арефа Газвини, Али Акбара Шейды, Забихоллаха Вахида 

Хосейн НУРШАРГ / HOSEIN NOURSHARGH аваз 

группа "Караван" в составе:

Забихоллах ВАХИД / ZABIHOLLAH VAHID каманче

Мисаг МЕХРПУР / MISAGH MEHRPOUR уд

Масуд ТАДАЙОНИ /MASOOD TADAYONI сетар

Хомайун ДЖАХАНШАХИ / HOMAYOUN JAHANSHAHI томбак

  Чахар-мезраб Афшари «Гольгаш» («Среди цветов»)-2, Музыка Забихоллаха Вахида, Два таснифа: «Душ-душ» и «Тонд-тонд», Стихи и музыка Али Акбара Шейды

 

 

14 октября 2017 года. Выступление группы зурханэ из Тегерана в Большом зале Физкультурно-оздоровительного комплекса «Марьина роща»

 

Приезд группы состоялся при содействии Культурного представительства при Посольстве Ирана в Москве и Культурной организации "Фердоуси" (директор Мейсам Мовахед Фард)

 

Состав группы:

Али Момэни Могадам - моршед (главная функция в процессе тренировки; моршед руководит всей последовательностью действий при помощи пения и игры на барабане зарбе, возносит молитвы, распевает стихи и отрывки из эпических произведений);

Эхсан Хадади - кабадэ (металлический лук);

Сина Норузи - миль (булава);

Эхсан Реисольмохадэсин - чарх (вращение).

Руководитель и тренер группы - Фархад Толукиян

 

 

 

 

23 октября 2017 года. Московский драматический театр «Сфера» 

Меджлес шабих-хани «Мученичество Мослема»

Музыкально-театральное представление священной мистериальной традиции та’зийе

 

Группа тазийе из г. Исфахана в составе:

 мовафэг-ханы (положительные персонажи)

Эсмаиль Арэфьян

Джавад Джавади

Мохсэн Момэнзадэ

мохалеф-ханы (отрицательные персонажи)

Асадоллах Момэнзадэ

Хамид Момэнзадэ

музыканты

Голамреза Хашэми — труба

Мохсен Акбари  — ударные, он же мовафэг-хан

Руководитель группы — Асадоллах Момэнзадэ 

  

 

 

22—27 ноября, Концерты иранской классической музыки в Санкт-Петербурге (Концертный зал «Колизей»), Твери (Тверская государственная филармония) и Москве (Рахманиновский зал Московской консерватории).

 

«Караван ушёл…»

 

Хосейн НУРШАРГ / Hosein NOURSHARGH аваз

 и группа «Фераг»:

Пежман ЭХТИАРИ / Pezhman EKHTIARI руководитель группы, сантур

Кавэ МОТАМЕДЬЯН / Kaveh MOTAMEDIYAN каманче

Саман САДЭГЯН / Saman SADEGHIAN тар

Нава СОЛЕЙМАНИ / Nava SOLEIMANI уд

Хомаюн ДЖАХАНШАХИ / Homayoun JAHANSHAHI томбак

Музыка Фарамарза Пайвара, Мохаммада Резы Лотфи, Пежмана Эхтиари и Хосейна Нуршарга

 

 

Фото/Даша Жигалина

 Автор материала/ Марина Аль-Ша'алан

Статья на персидском языке тут

 


Рассказать друзьям:
WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
 
П В С Ч П С В
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31