Каргыра, хоомий, сыгыт, сыбыскы

 

Перед концертом "АлтайКай" 28 июня предлагаем узнать (или вспомнить) о разных стилях горлового пения из описания, представленного на сайте ансамбля "АлтайКай":

 

Всего алтайцы выделяют до двенадцати стилей горлового пения. Базовых стилей два: кыргыраа и хоомий, из них рождаются все остальные. Способ получения Кая (пения) уникален для каждого исполнителя, равно как и его возможности.

Низкие стили:

Каргыра – низкий гортанно-горловой звук, напоминающий перекатывающиеся в горах валуны. Этим голосом произносятся, поются насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения.

 

Тумчук каргыра – носовой кыргыраа, более высокий по звучанию голос.

 

Средние стили:

Хоомий двухголосый голос, напоминает звуки открытой Земли, ветра; сказитель зовёт Землю, обращает к ней свою любовь. Нетипичен для Алтая, мало распространен.

 

Тумчук хоомий – носовой хоомий. 

Высокие стили:

 

Сыгыт – голос, рожденный из хоомия, слышен как свист ветра с призвуком среднего стиля хоомий. Нетипичен для Алтая, мало распространен.

 

Сыбыскы – носовой голос, подобный свисту ветра, непохож на сыгыт по характеру.

 

Об искусстве кайчы и алтайском кае

 

Наиболее распространенный стиль горлового пения на Алтае – это низкий стиль каргыра – особенный низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. Такой же малой напряженностью отличаются средний хоомий и высокий сыбыскы стили горлового пения, как они представлены на Алтае. Это позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героического эпоса, что не встречается в других традициях горлового пения. Этим стилем обращаются к Детям Земли, Хану Алтая, Алтай Батырлар.

 

На Алтае многие могут петь каем, общаясь с природой, Землей, но кайчы, т.е. сказитель, – это не любой человек, который может петь большие сюжеты эпосов. Одно из главных условий признания кайчы – его способность петь героическое сказание от начала до конца горловым пением под аккомпанемент двуструнного щипкового инструмента – топшура.

 

Обучение искусству кая начинается с ранних лет. Ученик, как и учитель, кайчы, живёт жизнью эпических героев, все события, происходящие с героями, проходят перед глазами сказителя, который описывает их каем. Алтайские кайчы – почитаемые в обществе люди. Они приглашались на праздненства и свадьбы, знаменательные события. В село, где он появлялся, съезжался народ не только из ближайших мест, но и из отдалённых районов.

 

Кайчы были также почётными гостями охотников, которые видели в них человека, способного говорить с Хозяином тайги, со зверями. Перед выходом охотников на промысел кайчы исполнял эпическое сказание, обращаясь к тайга ээзи, Духу Тайги, который одаривал сказителя за исполнение героического сказания.

 

 

Фото: 

altaltai.narod.ru

alltayi.narod.ru



Рассказать друзьям:
WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30