Отчетный концерт Центра «Музыкальные культуры мира»: «японский» взгляд

И вновь на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории, как и год назад, цветут яркими красками легкие кимоно. После завораживающей, маняще-сладкой индийской и сосредоточенно-изысканной, полной скрытых тайн китайской пришло время японской музыки – такой же неповторимо разнообразной, как и цветы на рукавах наших костюмов.

 

Пока за сценой царит столь любезная сердцу каждого музыканта концертная неразбериха – кто-то разыгрывается, кто-то перестраивает инструмент, кто-то поправляет яркий широкий пояс, кто-то сосредотачивается перед выходом на сцену – на самой сцене звучат пьесы, составляющие гордость японской традиции. Первая пьеса – «Рокудан», «Пьеса в шести частях» Яцухаси Кэнгё, основополагающая композиция, с которой каждый музыкант, осваивающий классические инструменты – цитру кото, лютню сямисэн и флейту сякухати – начинает обучение и которую играет потом на протяжении всей жизни, находя в ней все новые и новые смыслы и звуковые миры.

 

Это исполнение «Рокудана» оказалось богатым на дебюты и небольшие, но важные для нас достижения, которые мы хотели бы отметить. В этой пьесе впервые в нашем составе сыграла на кото Велислава Холина, а на сякухати – Юлия Григорович, с чем мы их от всей души поздравляем! Ия Черемисина, тоже впервые для себя, выступила в этой пьесе с партией сямисэна. Хироко Мацуда, представительница Киотоской школы Кинэя (сямисэн-нагаута), первый раз исполнила партию в пьесе сямисэн-дзиута. Да здравствует дружба между традиционными школами в Московской консерватории!

 

Хочется отметить несомненный успех Натальи Спиридоновой, которая вполне достойно справилась с партией кото, хоть и начала осваивать этот инструмент только полтора года назад. Кстати говоря, «Рокудан» мы сыграли в варианте для двух кото, когда к партии кото-хонтэ (основной) присоединяется солирующая партия кото-каэдэ, - в такой версии «Рокудан» даже и в Японии звучит нечасто.

 

Затем настает черед пьесы Яэдзаки Кэнгё «Тя ондо», «Звуки чая» – шедевра вокально-инструментального стиля дзиута начала XIX века. Марина Пак и Марина Вавилова, вместе с исполнителем на сякухати Александром Ивашиным, привнесли в общий облик концерта щемящее очарование старинной традиции, в которой голос и звуки инструментов сплетаются в сложную узорчатую вязь…

 

И далее – четыре пьесы, относящиеся уже к современной традиции сокёку (музыки для цитры кото). Две композиции великолепного мастера Ёсидзаки Кацухико для ставшего уже классическим ансамбля японских инструментов – двух 13-струнных кото, басового семнадцатиструнного кото и флейты сякухати. Мы должны отметить, что обе пьесы были впервые исполнены в России. Вначале звучит пьеса «Сэцугэкка» - «Снег, луна, цветы», посвященная трем излюбленным японским природным «объектам» любования. Снег – зимой, луна – поздней осенью, цветы… цветы на ветках и в саду весной и летом, на свитках какэмоно и женских нарядах вновь зимой и вновь осенью….

 

Три образа – три инструментальных раздела, три композиторских решения. То величаво-спокойный, то тревожно-мятущийся «Снег». Холодная, далекая, сумеречная «Луна». И «Цветы» - яркие, полные жизни и стремления к свету. В этой виртуозной пьесе Анна Репина впервые выступила с сольной партией кото, а Ольга Белова – с сольной партией басового кото, сложными и для профессиональных музыкантов. Но наши девочки сыграли очень хорошо! Еще одна пьеса Кацухико Ёсидзаки, посвященная японскому цветку-символу – «Сакура юрара», «Восхищение опадающей сакурой».

 

И вновь череда образов – от хрустально-прозрачных до стремительно-ярких. В одном из разделов автор сплетает мелодию знаменитой «Сакуры» с цитатой из первого дана пьесы «Рокудан», соединив таким образом традицию XVII века и нео-классику нашего времени. В этой пьесе вместе с Натальей Григорович и Натальей Голубинской сыграл на кото сольную партию Ёсисиро Хориэ – молодой дипломат и замечательный музыкант, который на протяжении почти двух лет принимал самое живое участие в наших концертах и мероприятиях, за что мы ему от всей души благодарны.

 

К нашему большому сожалению, Хориэ-сан уезжает из Москвы к новому месту работы, но мы искренне надеемся, что наша дружба на этом не закончится и что мы еще сыграем вместе много прекрасной музыки. Хориэ-сан, желаем Вам удачи – и до новых встреч! В пьесах Кацухико Ёсидзаки прекрасно исполнила партию сякухати Вера Волнухина, и обе пьесы немало выиграли благодаря теплому, мягкому, обволакивающему звуку ее флейты.

 

Что бы еще такое же красивое найти для следующего концерта?.. Но времени для раздумий нет – звучит предпоследняя в концерте небольшая, но очень эффектная пьеса для кото соло – «Мидзу» («Вода») из четырехчастной сюиты «Тиисана хару» («Краткий возврат весны»), написанной Тадао Саваи, выдающимся композитором, виртуозом игры на кото, основателем школы «Тадао Саваи Сокёку Ин», к которой принадлежит класс игры на традиционных японских инструментах Московской консерватории.

 

Сыграла пьесу Светлана Жуковская, это был ее дебют в качестве солистки, и дебют удался! Поздравляем! И, наконец, завершает концерт пьеса Хикару Саваи под названием «ОКОТО». Эта композиция для дуэта кото является своего рода визитной карточкой композиторского стиля нынешнего главы школы «Тадао Саваи Сокёку Ин» – стиля, насыщенного изощренными ритмическими рисунками и неожиданными мелодическими оборотами, открывающими неизведанные ранее звуковые возможности старинного инструмента.

 

Дуэт дуэтом, но под сводами Рахманиновского звучало сразу восемь кото – к упомянутым ранее Наталье Григорович, Ёсисиро Хориэ, Ие Черемисиной, Анне Репиной, Наталье Голубинской, Ольге Беловой и Светлане Жуковской присоединилась Наталья Кирюшина (четвертая Наташа в нашем коллективе!). Как нам кажется, эта яркая, динамичная пьеса была достойным завершением нашего небольшого путешествия в мир японской музыкальной традиции, в этот удивительный сад звуков, где каждый цветок неповторим и прекрасен.

 

В заключение хочется выразить еще несколько благодарностей. Леониду Лаптеву и Тихону Сапарову – за техническую работу на сцене во время концерта и неоценимую помощь в сборке, разборке и доставке инструментов. Александре Барковой, Надежде Мирошиной и Карине Милёхиной – за нелегкое дело одевания женского контингента участников (а контингент был немаленький!) в концертные кимоно. И, наконец, огромное спасибо всем музыкантам, всем нашим замечательным девочкам и мальчикам – все они много и упорно занимались в течение года, и все сделали еще один шаг вперед – каждый по своему Пути.

 

Итак – мы отчитались! Ура! Все молодцы! Всех поздравляем! До будущих концертов!

Наталья Голубинская

 


Рассказать друзьям:
WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31