Ещё о Пятилистнике, Фениксе и Драконе

Отчетный концерт центра «Музыкальные культуры мира» - взгляд изнутри

 

«Тюнер!!! Где тюнер?!!! Кто видел тюнер?!!!» «Да вон, в футляре от сямисэна…» «Девушки! Умоляю! Берегите кимоно! В кимоно не бегают, а ходят походкой красивой японской женщины. Срочно все учимся!» «А у меня сямисэн не настраивается, строй ползет, колки проворачиваются, что делать?!!!» «Неси сюда, сейчас натрем колки канифолью…» «Так! Повторяю еще раз! После того, как сыграли, все берем свои кото и уносим со сцены!» «А я? Я тоже?» «Нет, твой басовый кото на сцене остается, не будем его туда-сюда таскать. Ты идешь последней и собираешь с пультов все ноты». «А как мы выходим? Как мы выходим?!!!» «Спокойно! Выходим как сидим! То есть в том же порядке! Так… все построились! Цумэ проверили! Кимоно поправили! Третий звонок!»

 

Вот так – или примерно так – выглядело закулисье Рахманиновского зала перед началом второго отделения нашего отчетного концерта. После китайской музыки, блестяще представленной нашими коллегами-«китайцами» Настей Новоселовой, Женей Глуховой, Сергеем Нарышкиным и китайской исполнительницей на эрху Ван Си, настало время и ансамблю японской музыки «Wa-On» отчитаться о проделанной работе. Две первые пьесы – «Кадзоэ-ута» («Считалочка») и «Комориута» («Колыбельная») прозвучали в обработке Сато Ёсихиса для ансамбля кото и дзюситигэна (басового кото) в исполнении молодых музыкантов - Светланы Жуковской, Натальи Спиридоновой, Анны Репиной, Натальи Кирюшиной и Ольги Беловой. Для Светы Жуковской и Наташи Спиридоновой это было первое публичное выступление в качестве котоисток, и они с честью справились со своими партиями.

 

В следующей пьесе «Фунаута» («Песня лодочника»), обработке народной песни композитора Исии Юкико, исполненной квартетом сямисэнов в составе Хироко Мацуда, Натальи Григорович, Анны Репиной и Екатерины Гудочковой, также состоялось два дебюта. Катя Гудочкова учится играть на сямисэне только второй год, но занимается очень упорно, и мы желаем ей дальнейших успехов. А вот об втором дебюте следует сказать особо. Хироко Мацуда, сыгравшая в этом квартете, является представительницей очень известной и почитаемой в Японии школы Кинэя, исполняющей музыку сямисэн-нагаута. Сейчас Хироко живет в Москве. Когда она узнала о существовании нашего коллектива, ей очень захотелось играть вместе с нами, хоть это было и нелегко сделать, поскольку и сам инструмент, и нотация, и приемы игры существенно отличаются от школы сямисэн-дзиута Икута-рю, к которой принадлежим мы. С разрешения своего сэнсэя Кинэя Михокадзу, которая живет в Киото и, как мы все надеемся, приедет на очередной фестиваль «Душа Японии», Хироко осваивает под чутким руководством Натальи Григорович новый для себя жанр музыки для сямисэна, и это крайне редкий случай в бытовании традиции. Но у нас в Центре «Музыкальные культуры мира» возможно все! Хочется поздравить также и Аню Репину, которая в этом концерте впервые для себя сыграла и на кото, и на сямисэне.

 

После обработок народных песен (первые две пьесы являются разновидностью детских игровых песен варабэ-ута, а «Песня лодочника» относится к так называемым сигото-ута, трудовым песням) наступило время классической музыки XVIII-XIX веков. В исполнении Марины Пак, Марины Вавиловой и Александра Ивашина прозвучала классическая композиция дзиута неизвестного автора «Куроками» («Черные волосы») для трио санкёку, а также пьеса Фукакуса Кэнгё «Цуру» («Журавль»). Несомненно, любовь и уважение к сердцу традиции, которым являются классические композиции дзиута, написанные великими музыкантами XVII-XIX веков, являются стержнем, формирующим истинный облик традиционного музыканта. По контрасту с предыдущими пьесами, основанными на фольклорных мотивах, эти две композиции прозвучали сдержанно, благородно и очень музыкально.

 

А завершили концерт две пьесы замечательного композитора, виртуозного исполнителя на кото и сямисэне Хикару Саваи, нынешнего главы нашей школы «Тадао Саваи Сокёку Ин», произведения которого относятся уже к музыке XXI века. Ноты первой пьесы – «FLY» («Полет») для кото и сямисэна, исполненной Натальей Голубинской и Натальей Григорович, были подарены ансамблю самим автором; кроме того, будучи осенью 2009 года гостем фестиваля «Душа Японии», Хикару Саваи-сэнсэй дал нам урок по этой пьесе, «благословил» заниматься и разрешил сыграть ее на концерте. Конечно, эта пьеса выходит далеко за рамки традиционного дуэта кото и сямисэна, в ней слышатся и гитарные риффы, и хард-роковые мотивы (автор в юности занимался рок-музыкой), и необычные ритмические рисунки, и терпкие, острые созвучия, по поводу чего можно, конечно, спорить об истинных ценностях традиции и о том, должна ли она использовать в новых композициях музыкальный материал и приемы других жанров.

 

Такие же мысли, возможно, могут появиться и при прослушивании завершающей пьесы концерта – «Юмэ-но ва» («Кольцо сновидений») для ансамбля кото и дзюситигэна, которую исполнили  Наталья Григорович, Ия Черемисина, Людмила Титова, Наталья Голубинская и Ёсисиро Хориэ. О последнем музыканте, кстати, тоже нужно сказать особо. Хориэ-сан – стажер Посольства Японии в России, будущий дипломат, изучающий в МГУ русский язык. В юности Хориэ-сан много занимался кото и играл в школьном ансамбле традиционной музыки. Поэтому, когда Хориэ-сан узнал о существовании класса японской музыки при Московской консерватории, он с большим удовольствием к нам присоединился и очень гармонично вписался в наш ансамбль, чему мы все необыкновенно рады!

 

Таким образом, мы постарались показать на нашем концерте не только успехи всех тех, кто занимается в классе японской музыки при Московской консерватории, но и продемонстрировать различные стили и направления, существующие в традиционной музыке для кото и сямисэна. Традиция всегда интересна именно тем, что она, как живой организм, не замыкается сама в себе, а ищет и находит необычные, порой спорные, пути для дальнейшего развертывания, исследует новые музыкальные направления и жанры и создает свой неповторимый звуковой мир, в который так увлекательно погружаться снова и снова.

 

Итак – мы отчитались! Ура! Все молодцы! Всех поздравляем! До новых концертов!

 

Наталья Голубинская

 


Рассказать друзьям:
WA – ON
Ансамбль японской
музыки
Дракон и Феникс
Ансамбль китайской музыки
Караван
Группа иранской музыки
ФОТО, ВИДЕО, АУДИО
Вселенная звука
Международная научно-творческая программа
Душа Японии
Международный музыкальный фестиваль
Потомки Арктиды
Международная научно-творческая программа
Собираем друзей
Международный музыкальный фестиваль
П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31